ua en ru

НКРСИ предлагает сделать услугу смены оператора с сохранением номера бесплатной для абонентов

Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), предлагает сделать услугу смены оператора при сохранении номера (Mobile Number Portability; MNP) бесплатной, сообщает издание "Коммерсант-Украина" со ссылкой на проект "Положения о предоставлении услуг переноса абонентского номера и пользования персональным номером", который был одобрен комиссией и есть в распоряжении издания.

Достаточно будет отправить бесплатное SMS-сообщение или заполнить заявку на сайте "принимающего" оператора. После этого перевод абонента должен быть осуществлен в течение суток с момента регистрации заявления для мобильных операторов. А для фиксированных (предусмотрен переход только в сеть другого фиксированного оператора) - в течение семи рабочих дней, при этом потеря связи при смене как мобильного, так и фиксированного оператора более чем на три часа недопустима. Менять телефонные компании с сохранением номера можно будет каждые 30 дней. Кроме того, заказать переход на нового оператора можно будет и с определенной даты - например, с 1 числа следующего месяца.

Читайте также: В Украине плата за смену мобильного оператора с сохранением номера абонента может составить около 40 грн

В НКРСИ озаботились возможной путаницей - ведь вызывающий не будет знать, услугами какого оператора пользуется вызываемый абонент, а внутрисетевые звонки в Украине, как правило, значительно дешевле межсетевых. Поэтому оператор, "принявший" абонента, будет обязан информировать всех звонящих ему о том, на какую сеть осуществляется вызов, с помощью голосового сообщения. Для SMS- и MMS-сообщений такое оповещение не предусмотрено.

Разработка этого документа была поручена регулятору еще 2,5 года назад после принятия закона, предусматривающего введение этой услуги. "Наконец-то мы вышли в этом вопросе на финишную прямую, надеюсь, в скором времени этот сервис заработает",- заявил и. о. главы НКРСИ Александр Речкалов.

Наиболее сложной частью реализации услуги MNP является маршрутизация звонков - ведь операторский код (например, "50" у МТС или "67" у "Киевстара") больше не будет идентификатором сети, в которой обслуживается пользователь номера. Для этого в Украине будет создана централизованная база данных, содержащая информацию о перенесенных между операторами номерах, через которую и будет осуществляться маршрутизация. Базу данных предстоит создать за счет средств частного инвестора, выбирать которого НКРСИ будет на конкурсе. Участником конкурса не может стать государственное предприятие или предприятие с госдолей более 50%. Запрет введен также для операторов фиксированной или мобильной связи, подконтрольных им компаний и компаний, имеющих перед оператором финансовые обязательства.

Размер инвестиций в создание системы предоставления услуги MNP глава НКРСИ Петр Яцук ранее оценивал в 10 млн грн. Впрочем, у компании, вложившей такие средства, будет хорошая возможность их окупить - она станет администратором централизованной базы данных и получит возможность взимать плату за каждый входящий звонок на номера абонентов, сменивших оператора с сохранением номера. Размер платы сможет устанавливать сам администратор, НКРСИ получит право лишь согласовывать его.

По словам участников рынка, наибольший интерес к конкурсу проявляет компания "Украинский сетевой информационный центр" (УСИЦ). Гендиректор УСИЦ Юрий Гончарук, являющийся также помощником одного из авторов законопроекта об MNP Виталия Коржа ("БЮТ-Батькивщина"), сообщил, что решение об участии в конкурсе руководство консорциума будет принимать после окончательного утверждения положения об MNP. "Но думаю, что будем - в последнее время консорциум много работал над этим вопросом",- отметил он.

"Украинская система реализации MNP может оказаться уникальной. "Дело в том, что в ее рамках мы первые в мире будем внедрять так называемые персональные номера, которые закрепляются не за оператором, а за абонентом",- объясняет Гончарук. По его словам, в мире распространена практика, когда администрированием MNP занимаются непосредственно операторы. "Но наши операторы не заинтересованы в такой услуге, она усилит конкуренцию между ними, заставит менять ценообразование. Поэтому решено выбрать независимого администратора, который будет на этом зарабатывать",- поясняет специалист.

По его оценке, плата, взимаемая администратором центральной базы данных, может составить 0,01 грн за каждый входящий вызов. По оценкам одного из украинских операторов, в среднем в день в Украине в сетях GSM-операторов совершается 158 млн входящих звонков. По прогнозам операторов, услугой MNP воспользуется до 10% абонентов (до 5,6 млн SIM-карт). Таким образом, администратор центральной базы данных при тарифе 0,01 грн только на "Киевстаре", МТC и "Астелите" может заработать около 58 млн грн в год.

Читайте также: Нардеп предлагает запретить операторам с рыночным преимуществом предоставлять бесплатные внутрисетевые звонки

Операторы называют документ недоработанным. "Неясно, например, что делать с остатком средств на счету абонентов предоплаченных тарифов или задолженностью контрактных абонентов на момент перехода, - отмечает директор по корпоративному управлению и контролю "МТС-Украина" Олег Проживальский. - К тому же, на наш взгляд, абонент должен одновременно проинформировать не только принимающую сторону, но и оператора, от которого он намерен уйти". Также, по его словам, не до конца понятно, будет ли реализована миграция с сохранением номера между абонентами GSM-, UMTS- и CDMA-сетей. "По закону у нас есть месяц на анализ документа и общественные обсуждения. Участники рынка будут вносить свои изменения, замечания и дополнения",- заявили в пресс-службе "Киевстара".