ua en ru

Страховые компании по итогам февраля наращивают премии и сокращают выплаты

В феврале страховщикам удалось остановить падение премий по "автогражданке", начавшееся в конце прошлого года. Благодаря росту стоимости полисов поступления по этому виду страхования за два месяца выросли на 0,4%. Одновременно компании продолжают наращивать задолженность перед клиентами. Участники рынка уверены - если Моторное (транспортное) страховое бюро срочно не перейдет к решительным действиям, к концу года на рынке может произойти коллапс, пишет "Коммерсант-Украина".

Падение рынка "автогражданки", которое началось в августе минувшего года, в феврале прекратилось. Если в январе темпы сокращения страховых премий составили 9,2%, то в январе-феврале они выросли на 0,4%. По данным Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ), за два месяца страховые компании (СК) заключили 1,2 млн договоров (+6%), по которым получили 354,1 млн грн. Для сравнения - в январе-феврале 2012 года страховщики привлекли 352,5 млн грн.

Февральский рост премий страховщики объясняют вступлением в силу с 5 февраля поправок в закон об ОСАГО, которые изменили правила начисления выплат за ущерб, нанесенный жизни и здоровью потерпевших. Большинство СК начали применять повышающие коэффициенты при определении цены полиса. Кроме того, в начале февраля комитет по тарифной политике МТСБУ поддержал инициативу дирекции бюро и рекомендовал страховщикам при заключении договоров ОСАГО либо не использовать минимальные повышающие коэффициенты, либо повысить их на 20%. Правда, по итогам года участники рынка не ожидают роста премий: для добросовестных клиентов используется система скидок за безаварийную езду, что нивелирует прирост платежей.

На таком положительном фоне беспокойство участников рынка вызывает статистика по возмещениям. Согласно официальным данным, страховщики стали лучше платить: за два месяца выплаты снизились на 8,1% (до 144,4 млн грн), в то время как в январе падение составило 9,2%. Но достижение таких показателей стало возможным только благодаря занижению начислений и отказам в возмещениях: за год средний размер выплаты снизился с 9876 грн (по итогам двух месяцев 2012 года) до 9088 грн (за аналогичный период 2013-го). "Объективных причин для снижения выплат нет: цены на запчасти не снижались, не пересматривали стоимость своих услуг и станции техобслуживания",- отмечает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. Отчасти эта тенденция объясняется "старением" автомобилей: возраст большей части застрахованных транспортных средств превысил пять лет, что требует учета их износа. "Но, по нашим наблюдениям, некоторые участники рынка начали по максимуму учитывать износ автомобиля даже в тех случаях, когда делать этого и не нужно было",- отмечает председатель правления одной из СК.

По словам источника в МТСБУ, в конце 2012 года уровень отказов составлял 12%, теперь показатель еще выше. С начала года на 10% выросло и общее количество неурегулированных дел. В январе-феврале даже у некоторых лидеров в сегменте ОСАГО количество неурегулированных дел выросло на 50%. "Решить проблему бюро сможет только в том случае, если ужесточит контроль над финансовыми показателями страховщиков, в частности над ликвидностью компаний",- говорит господин Грицута. Чтобы выявить неплатежеспособные и "проблемные" компании, МТСБУ и парламентский комитет по финансам и банковской деятельности уже готовят изменения в закон по ОСАГО.

Еще более, чем отказ в возмещении, опасной тенденцией является то, что на фоне роста заявленных страховых случаев на 2,4% объем начисленных выплат в январе-феврале снизился на 3,5%. По мнению участников рынка, это свидетельствует о накоплении задолженности страховых компаний. "Причем если раньше задолженность формировалась за счет компаний-банкротов, то теперь участились случаи невыплат даже среди крупных игроков",- отмечает председатель правления СК "Княжа" Дмитрий Грицута.