ua en ru

Н.Королевская: “Имитация реформ хуже их отсутствия”

Автор: RBC.UA
В интервью РБК-Украина глава парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская рассказала о необходимости свершения срочного инновационного прорыва в экономике Украины, об опасности имитации реформаторской деятельности, а также перспективах второй волны кризиса.

РБК-Украина: Недавно Вы вернулись с Петербургского международного экономического форума. Известно, что основной темой прошлого года был мировой экономический кризис. Завершен ли кризис и стоит ли ожидать его второй волны?

Наталья Королевская: Эксперты высказываются максимально осторожно и их выводы сводятся примерно к следующему: свет в конце тоннеля виден, но это может быть как выход, так и огни приближающегося поезда. Окончательный ответ зависит от мер, которые предпримет каждая страна.

Потребительский и инвестиционный спрос все еще остаются на низком уровне, процесс восстановления мировой экономики идет неравномерно и говорить об устойчивой тенденции роста базовых показателей преждевременно. Вместе с тем, мы видим, что проблемы у каждой страны свои: колоссальная безработица в США, ослабление евро в ЕС, рост внешнего долга в Японии.

Всплывают застарелые болезни - кризис стал катализатором, взорвавшим все наносное и вскрывшим хронические болезни экономик. И если каждая страна успеет вовремя отреагировать на существующие вызовы, у нее есть шанс для развития экономики. Если же не принимать адекватных мер, то можно скатиться очень глубоко и безвозвратно.

РБК-Украина: Какова вероятность для Украины наступления второй волны кризиса?

Н.К.: Предпосылки для возникновения второй волны кризиса для Украины и, в частности, Европы различны. Так, например, апрельский рост промпроизводства в ЕС составил 0,53%, и это устойчивый рост в последние несколько месяцев. В это время Украина продемонстрировала падение помесячного индекса промпроизводства на 1,8%, которое продолжилось и в мае.

Европейская экономика демонстрирует более высокие возможности посткризисной адаптации, инвестиционной привлекательности и устойчивости к кризисным явлениям. Будущее же экономики Украины вызывает сегодня большие опасения: мы выходим из рецессии, находясь в уязвимом, немодернизированном состоянии.

Яркий пример - ситуация в металлургическом секторе. В структуре себестоимости металлопроката в Украине на затраты на топливно-энергетические ресурсы приходится 50%, тогда как в промышленно развитых странах этот показатель равен 20%. Суммарные энергозатраты на производство чугуна, стали и проката на украинских меткомбинатах примерно на 30% выше, чем на современных предприятиях стран Евросоюза, а также Индии и Китая. Естественно, что подобные показатели угрожают «выбить» отечественную продукцию с внешних рынков.

Подобные тенденции характерны и для других экспорториентированных отраслей. Для того чтобы этого не произошло, нужны стимулирующие пакеты, разработанные правительством и представителями отрасли, определение новых точек роста конкурентоспособности страны.

РБК-Украина: На Ваш взгляд, вышла ли Украина из первой волны кризиса?

Н.К.: В целом, на этот вопрос можно ответить утвердительно. Однако если спросить: «Можно ли считать кризис завершенным?», то ответ на него будет неоднозначным. Мы стоим на краю пропасти и от того, в какую сторону мы сделаем шаг, будет зависеть, начнет ли экономика свой рост или ускорит падение.

Без того сложную ситуацию усугубляет деструктивная деятельность чиновников, начавших массовое наступление на малый и средний бизнес. Если давление не уменьшится, осенью нас ожидают массовые выступления бизнеса, недовольного экономической политикой власти. При таком развитии событий вероятность второй волны кризиса очень высока.

И это в условиях, когда у нашей экономики появился реальный шанс сделать рывок и догнать «группу лидеров». Мировая экономика находится в начале выхода из кризиса, и для каждой страны открывается окно для ускоренного развития. При правильно расставленных приоритетах, в Украине уже сегодня можно начать строительство экономики XXI века, и делать это необходимо с помощью современного инструментария. Времени мало, если немедленно не начать действовать, можно упустить предоставленный шанс.

РБК-Украина: Куда, на Ваш взгляд, движется мировая экономика?

Н.К.: Посткризисный мир ищет новые формы самоидентификации и выживания. Дальнейшее развитие стран будет зависеть от готовности правительств провести реформы и начать инвестирование в модернизацию экономики. Для этого необходимо определить конкурентные преимущества страны и начать строительство креативной экономики, построенной на знаниях. Будущее за прочным партнерством государство-бизнес-наука. Без привлечения инновационных технологий, создания инновационных моделей экономики, без инвестиций в знания - ничего не получится, нужен новый прорыв. Этот сектор недофинансирован в мире, хотя именно он, скорее всего, станет новой точкой роста.

Очевидно, что экономика должна развиваться по правилам XXI ст., и основная причина кризиса в том, что финансовые, инвестиционные рынки перешли на новые технологии, а госрегулирование, технические регламенты остались на уровне середины XX ст. Этот колоссальный разрыв привел к тому, что регуляторы не успевали следить за финансовой системой, и возникли пузыри, взорвавшие экономику, вызвавшие кризис. При этом регулирование реального сектора экономики требует либерализации.

РБК-Украина: При этом больше года мы наблюдаем и в ЕС, и в США, и в остальном мире усиление институтов госрегулирования экономики.

Н.К.: Финансовая система посткризисного периода не может просто вернуться к докризисному состоянию: сегодня она представляет собой сочетание меньших финансовых рычагов и большего правительственного вмешательства. Это более строгий контроль, более высокие требования к капиталу, более эффективная банковская система.

У нас часто путают финансовое регулирование с регулированием реального сектора, а это разные вещи - реальный сектор экономики должен быть максимально дерегулирован. Украина, к сожалению, сбилась с этого пути. У нас буквально несколько месяцев назад была неплохая динамика по дерегуляции экономики. Пусть не было целостных программ, но принимались соответствующие законы, страна двигалась в правильном направлении. И инвестиционный потенциал Украины выглядел привлекательнее российского - благодаря понятности и предсказуемости. А сейчас есть негласное решение ведущих мировых инвесторов не вкладывать средства в украинскую экономику - подождать и посмотреть. И мы видим по финансово-банковской системе, по приватизации, что в Украину не идут длинные деньги.

РБК-Украина: Если говорить об украинском инновационном окне, какие отрасли реальной экономики и сферы науки могут стать для нас путем выхода на новый, современный уровень развития?

Н.К.: У нас сегодня разорвана связь между производством и наукой. В той же России, где в Подмосковье создается ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, бизнесу дано право самому определять, какие инновации финансировать в проекте создания российской Силиконовой долины.

Необходимо использовать все имеющиеся у нас возможности. Мы много говорим о высоком потенциале Украины в авиастроении, судостроении, космических технологиях, но понимаем, что не сможем поднять эти отрасли. Коль мы говорим, что у нас колоссальный потенциал в аграрном секторе, то и нужно искать в этой отрасли инновационные прорывы.

Кроме этого, у нас во времена СССР были развиты научно-производственные объединения. Сегодня они, зачастую, находятся в плачевном состоянии. Флагманы экономики Украины - предприятия горно-металлургического комплекса, химической промышленности - находятся в угрожающе немодернизированном состоянии. Необходимы реальные реформы, направленные на модернизацию экономики, на поддержку инновационных проектов. Пока же мы слышим только разговоры о реформах.

РБК-Украина: Как же так, ведь нынешняя власть заявила курс на реформы? Даже представила соответствующий проект для обсуждения.

Н.К.: Самое опасное в обществе - это разочарование. За годы независимости народ Украины слишком часто разочаровывался: в выборе, политиках и политике. Сегодня в обществе очень сильны настроения ожидания реформ. И имитация столь необходимых Украине реформ приведет к сильному разочарованию, которое поставит жирную точку на будущем процессе преобразований в стране. Поэтому я убеждена, что имитация реформ хуже их отсутствия.

Самой яркой иллюстрацией действительного положения дел является проект Налогового кодекса: документ, который должен был стать основой всех реформ, заложить фундамент для модернизации экономики, на поверку оказался набором инструментов 20-30-летней давности, полной фальсификацией.

Скорее, это новый пожарный инструмент наполнения бюджета любой ценой и борьбы с его дефицитом, который создаст дисбаланс в экономике. Он не решает главной задачи - стимулирования и стратегического моделирования экономики.

Отечественная налоговая система продолжает функционировать по стандартам прошлого века, концентрируясь исключительно на сборе налогов и игнорируя стимулирование инноваций и развитие высокотехнологических отраслей. Налоговый кодекс не содержит норм, направленных на модернизацию экономики, хотя он и позиционировался как документ, направленный на ее стимулирование.

Налоговая система должна быть простой, предсказуемой и эффективной, но наши чиновники, которые даже скворечник не построили, не понимают, что такое усиление или ослабление фискального давления. Если же у предпринимателей не будет уверенности в том, как в ближайшем будущем будет изменяться налоговая нагрузка, трудно будет говорить о капиталовложениях в модернизацию.

В случае принятия предложенного Налогового кодекса, весь бизнес, даже после уплаты налогов, будет принадлежать налоговому инспектору. Тогда лучше честно сказать, что намерениями правительства является не вывод страны из кризиса, а национализация малого и среднего бизнеса.

Проблемы Налогового кодекса носят системный характер, а потому не могут быть исправлены даже путем внесения нескольких тысяч поправок. Если мы хотим создать действительно реформаторский документ, направленный на модернизацию украинской экономики, необходимо немедленно отозвать существующий проект и разработать новый с привлечение отечественных и международных экспертов, представителей бизнеса, а автору Налогового кодекса - Сергею Тигипко - нужно хорошо задуматься, для кого он предложил такую реформу.

РБК-Украина: Так что, в плане реформ вообще никакого продвижения?

Н.К.: Первым документом, действительно соответствующим понятию «реформа» стал принятый на прошлой неделе закон об основах государственно-частного партнерства. Он более года разрабатывался специалистами парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства с широким привлечением международных и украинских экспертов, предпринимателей и представителей Фонда эффективного управления.

Закон предлагает абсолютно новый для Украины инновационный механизм сотрудничества между государственными и коммунальными организациями и частными компаниями. При этом государство допускает инвесторов к объектам инфраструктуры (дорогам, мостам, жилищно-коммунальному хозяйству, системе здравоохранения и образования), но продолжает управлять этими объектами, не передавая их в частные руки.

Понятно, что принятие закона о государственно-частном партнерстве - это только первый шаг. Однако мы дали правительству современный инструмент привлечения инвестиций в госсектор. Реализация этого механизма - экзамен для исполнительной власти Украины, который покажет, готова ли она управлять страной при помощи технологий XXI в.

Беседовал Алексей Алтынов