ua en ru

Вадим Нестерчук: "Бизнес сильно переоценил значение Евро-2012"

Автор: RBC.UA
Генеральный директор компании Sixt Ukraine, которая является одним из лидеров украинского рынка лизинга и проката автомобилей, Вадим Нестерчук рассказал РБК-Украина о рынке проката авто в Украине, результатах компании в 2012 г., планах на 2013 г. и о неоправдавшихся надеждах отечественного бизнеса на Евро-2012.

РБК-Украина: Как прошел 2012 год для компании Sixt Ukraine, можете дать какие-то предварительные итоги?

Вадим Нестерчук: Одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо - это то, что мы, конечно же, безусловные лидеры на рынке проката, у нас много интересных продуктов. Плохо...вернее не плохо, а то, что называется, хочется улучшить. Были идеи каких-то новых продуктов, которые мы не сумели ввести на рынок. Какие-то продукты мы не сумели сделать прибыльными в сезоне, но все приходящее. Я надеюсь, в следующем сезоне мы реализуем и те планы, которые были в этом году, и появятся какие-то новые идеи, новые продукты.

РБК-Украина: Можете озвучить какие-то предварительные цифры по выручке, по прибыли?

Вадим Нестерчук: Год еще не закончился, рано говорить о выручке, прибыли. Но можно сказать о количестве автомобилей в прокате - у нас сейчас порядка 700 автомобилей в прокате по всей Украине. У нас хорошее присутствие в регионах Украины - практически во всех областных центрах мы присутствуем, пытаемся и хотим расширяться. У нас в планах открытие офисов в новых городах: Николаев, Ровно, Винница, Полтава, Черкассы. В следующем году, я думаю, мы станем ближе к нашим клиентам, потихоньку будем заполнять всю карту Украины своими офисами.

Читайте также: Директор Sixt Украина Вадим Нестерчук получил премию "Человек года-2011".

РБК-Украина: То есть можно сказать, что в следующем году вы планирует открыть, минимум, три новых офиса в областных центрах...

Вадим Нестерчук: Да, три-четыре офиса.

РБК-Украина: И соответственно увеличить парк автомобилей?

Вадим Нестерчук: Конечно же.

РБК-Украина: Какие основные события для бизнеса по 2012 году можно выделить? Евро-2012, например.

Вадим Нестерчук: Евро-2012 - да. Потому что у нас, как и у большинства бизнеса Украины, были большие ожидания на это событие. Но, к сожалению, думаю, что и Украина, и мы немножко переоценили это событие, не совсем получили то, чего ожидали. Поехал все-таки немножко не тот клиент, который нужен бизнесу. Я знаю, что было много пустых мест в гостиницах, и рестораны не очень были заполнены. И нельзя, наверно, утверждать, что гостиницы и рестораны сами виноваты, потому что цены завысили. Например, мы не поднимали цены на свои услуги, и все равно у нас не были полностью загружены автомобили, не было стопроцентной загруженности по парку.

Хорошо сработало Евро-2012, наверно, только в одном регионе, это во Львове. Там мы получили повторную волну уже таких клиентов, которые вернулись в Украину, или приехали впервые, но по рекомендации тех людей, которые посетили Украину на Евро-2012.

РБК-Украина: Можно оценить уровень роста количества клиентов в период Евро-2012?

Вадим Нестерчук: В цифрах - раза в два. На само Евро-2012, если брать обычный сезон, обычный месяц год назад, то Евро дало эффект двукратного увеличения. Но Евро в июне месяце не перебило по результатам пиковый август, который стандартно пиковый - потому что это отпускной сезон, очень много туристов приезжают из России, из ближнего зарубежья, из Белоруссии, Словакии, Германии в тот же самый Крым, Одессу, Киев. Поэтому август оказался все равно месяцем более интересным, чем даже июнь с Евро-2012.

РБК-Украина: Наверно потому что Евро в четырех городах было, а август - это и юг, Крым...

Вадим Нестерчук: Даже по структуре клиентов и по ситуации, которую мы имели, я посещал матчи чемпионата в Киеве, Львове, Донецке, я видел какие туристы, кто приезжает. Существенно Евро помогло только точке офиса в Борисполе, и Харькову за счет туристов, которые приезжали из Голландии и ехали смотреть матчи чемпионата в Харькове. Я не видел большого роста туристов во Львове, где ожидали немецких туристов, так как там играла сборная Германии. Но этогоне было. Немецкие болельщики приехали на своих автомобилях или прилетели, но авто не брали на прокат. В Донецке я был на матче, где играла сборная Украины с Францией, и французских туристов там было минимальное количество.

Читайте также: В Киеве на Трухановом острове во время Евро-2012 разместится палаточный городок шведских болельщиков на 4 тыс. человек.

РБК-Украина: А шведы?

Вадим Нестерчук: А шведы сидели на Трухановом острове, пили пиво и раздаривали спальники. Думаю, для McDonalds на Крещатике и продавцов пива в фан-зоне на Крещатике Евро оказалось в такой ситуации удачным. А все остальное, что мы ожидали, что будет увеличение потока туристов для каких-то инфраструктурных объектов, для тех же гостиниц, этого мы не получили, к сожалению. Насколько я читал комментарии, тот, кто рассчитывал заработать на экскурсиях, неформатных или форматных для туристов - они не получили достаточного количества тех туристов.

РБК-Украина: Какие прогнозы на 2013 год по рынку аренды авто?

Вадим Нестерчук: Рынок проката очень интересный, он еще развивается, это новый рынок для Украины, и, конечно, очень много усилий тратится на то, чтобы популяризировать саму услугу проката. Объяснить людям, насколько это удобно и недорого, и в некоторых ситуациях получается намного удобней и дешевле, чем другие виды транспорта, которыми вы пытаетесь закрыть свои потребности в передвижении. Но, к сожалению, экономическая ситуация в целом в мире и в Украине не вселяет большого оптимизма на следующий год. Я думаю, что сезон будет тяжелым, чтобы заработать деньги нужно очень плотно поработать.

Читайте также: Рынок проката авто в Украине в 2012 г. может вырасти в 2 раза

РБК-Украина: Для проката автомобиля сезон - это только лето?

Вадим Нестерчук: Нет, понятно, что прокатом пользуются круглогодично, но все-таки есть определенная сезонность, и в Украине в том числе. Летние месяцы более интенсивные, более загруженные, более востребованные, чем зимние. Летом все-таки в два раз больше клиентов и в два раза больше выручка.

РБК-Украина: Какие категории населения, кроме туристов, активней всего пользуются арендой автомобиля? Или кроме туристов никто и не пользуется?

Вадим Нестерчук: Это какое-то предвзятое или ошибочное мнение, что прокатом пользуются только туристы. Наш основной клиент - это обычный человек, который ездит на авто и для которого автомобиль уже не роскошь, а средство передвижения. Наш основной клиент, который понимает, что иногда лучше взять напрокат, чем использовать свой транспорт. Иногда он остается без своего авто или возникают другие потребности. Например, я хочу сменить свой автомобиль, хочу купить другой, но зачем покупать кота в мешке? Возьми сначала автомобиль покатайся неделю и сделай осознанный выбор. Да, ты потратишь там немножко денег на прокат, но ты сэкономишь кучу времени, усилий, нервов на том, что ты точно будешь знать, что этот автомобиль пошит под тебя. И таких потребностей много. Опять-таки, автомобили попадают в ДТП, ломаются, и ты временно остаешься без машины. Но ты уже привык к комфорту, ты уже привык передвигаться - для этого и существует прокат. Поэтому основной наш клиент - это не турист, это человек, который ездит на авто и привык. И это не настолько дорого, поверьте, это работают некоторые стереотипы, шаблоны, что это дорого. У нас есть замечательный low cost продукт, 5 евро (55 грн) в день - это дешевле чем такси. Это недорого.

РБК-Украина: Какие автомобили чаще берут в аренду?

Вадим Нестерчук: Чаще всего берут, конечно же, автомобили эконом-класса. Но, лет пять назад у нас практически не было в эконом-классе, в компакт-сегменте - то есть в классе чуть-чуть выше - автомобилей на коробке-автомат, то есть автомат как функция был невостребован. Сейчас у нас практически все автомобили эконом-класса, которые мы приобретали в этом году, шли с автомат-коробкой. То есть люди уже готовы платить за комфорт, хотя они и выбирают эконом-класс, то, что подешевле, но выбирают эконом-класс с коробкой-автомат.

РБК-Украина: А какой средний чек Вашего клиента?

Вадим Нестерчук: Если мы говорим об автомобилях эконом-класса или компакт-класса - то это где-то от 30 долл. (250 грн) до 1 тыс. грн в день. Арендуют в среднем до недели.

РБК-Украина: Для того чтобы компании выйти на рынок аренды автомобилей, какие нужны инвестиции? Можно какую-то такую сумму назвать?

Вадим Нестерчук: Рынок уже сегментированный, рынок конкурентный, на нем присутствуют уже все основные мировые игроки проката и очень много локальных компаний. Для игроков, которые хотят зайти на этот рынок, я думаю, ситуация не очень хорошая.

РБК-Украина: Вы говорили, что планируется или может быть создано некое объединение участников рынка проката автомобилей...

Вадим Нестерчук: Сейчас у нас есть такой формат, в Ассоциации лизингодателей Украины, в которой компания Sixt является одним из учредителей, у нас есть комитет прокатных компаний. У нас уже есть хотя бы одна площадка для цивилизованного общения между конкурентами и вырабатывания цивилизованных правил игры на рынке.

Беседовал Виталий Рабинович