ua en ru

Украина не сможет увеличить объемы транзита нефти в 2012 г., - эксперт

На фоне отрицательной динамики транзита заявления "Укртранснафты" об ожидаемом росте объемов прокачки нефти в 2012 г. до 35,1 млн т (на 27%) малоубедительны, считает директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.

Как отмечает эксперт, "Укртранснафта", подконтрольная группе "Приват", снизила транспортировку нефти в 2011 г. на 11,6% - до 27,5 млн т. Кроме того, по данным Министерства энергетики и угольной промышленности Украины (Минэнергоуголь), транзит нефти в 2011 г. сократился на всем направлениям. Прокачка в страны Западной Европы (Словакию, Венгрию и Чехию) снизилась на 11,8% - до 17,8 млн т; объем транспортировки нефти на украинские НПЗ - на 11,3% - до 9,8 млн т. Недополученная выручка "Укртранснафты" от снижения объемов транзита в 2011 г. составила около 20 млн евро, отмечает Марунич.

По его мнению, динамика падения объемов транзита нефти демонстрирует отсутствие интереса российских добывающих компаний к украинскому маршруту транспортировки. "Еще в 2009 г. через нашу страну в страны ЕС поступало 29 млн т нефти. В 2010 г. объем транзита нефти уменьшился на 30% - до 20 млн т. За весь 2011 г. российская "Транснефть" прокачала согласованные с украинским правительством 17 млн т нефти. Суммарно за два года Украина потеряла практически половину транзита нефти в страны ЕС (снижение с 29 млн до 17 млн т)", - отмечает эксперт.

"Закон о госбюджете на 2012 г. предполагает увеличение объемов транспортировки нефти на 27% - до 35,1 млн т. По словам председателя правления "Укртранснафты" Александра Лазорко, увеличение объемов прокачки планируется осуществить за счет осуществления транзита азербайджанской нефти через территорию Украины и Беларуси в Польшу и Чехию", - напоминает Марунич.

"Учитывая отсутствие серьезных стимулов у собственников украинских НПЗ для увеличения поставок нефти, "Укртранснафта" и Минэнергоуголь планируют направить дополнительные 7,5 млн т транзитом на чешские и польские НПЗ. При этом "Укртранснафта" не завершила переговоры с белорусской "Гомельтранснефтью" и словацкой Transpetrol, которые должны принять транзитную нефть с территории Украины. Поскольку транзит азербайджанской нефти прямо конкурирует с поставками российского сырья, успешность переговоров напрямую зависит от позиции "Транснефти". Доходы от транзита нефти важны для бюджетов Беларуси и Словакии, правительства которых контролируют компании "Гомельтранснефть" и Transpetrol. Следовательно, ожидаемое противодействие со стороны России открыто угрожает реализации новых транзитных маршрутов, предлагаемых "Укртранснафтой", - считает эксперт.

Как отмечает Марунич, в самой же группе "Приват", контролирующей "Укртранснафту", похоже, не особенно стремятся повышать рентабельность транзита азербайджанского сырья. "На днях "Укртранснафта" признала победителем тендера на переработку до 600 тыс т казахстанской нефти в 2012 г. контролируемый "Приватом" Кременчугский НПЗ, который на протяжении 2011 г. перерабатывал исключительно азербайджанское сырье (кроме поставок украинской нефти)", - напоминает он.

Несмотря на декларируемые планы по увеличению транзита нефти в 2012 г., "Укртранснафта" и Минэнергоуголь не могут гарантировать обещанную загрузку нефтетранспортной системы - 35 млн т., уверен эксперт. "Это далеко не первая неудачная попытка увеличить объемы транзита нефти. Год тому назад правительства Украины и Азербайджана подписали меморандум, предполагающий прокачать 4 млн т нефти по трубопроводу "Одесса-Броды". По итогам 2011 г., объемы транспортировки не превысили 1 млн т после отказа Беларуси закупать более дорогую, чем российская, азербайджанскую нефть", - напоминает он.

"При отсутствии реалистичных планов по увеличению загрузки украинских НПЗ, прежде всего российским сырьем, "Укртранснафте" не стоит рассчитывать на сколько-нибудь серьезный рост объемов транзита в текущем году. При оптимистическом варианте развития ситуации, в 2012 г. компания сможет стабилизировать объемы загрузки нефтетранспортной системы на уровне 27-28 млн т." - отмечает в заключение Марунич.