ua en ru

Спрос на бухгалтерские услуги возростает в кризис

Этим летом тренд кризиса достиг пика популярности. Всепоглощающий ужас захватил умы лучших менеджеров, топ-менеджеров и собственников бизнеса. Призрак разорения видится теперь в каждом отблеске офисных стекла и мрамора. Кажется, что только сокращение расходов может спасти отца русской демократии, а мысль безостановочно и очень мучительно ищет ответы на вопросы: где бы урезать в начале, на чем сэкономить потом, и отчего отказаться в самом конце. Своими наблюдениями поделился ведущий аналитик одной из крупных фирм, обеспечивающих «по договору» бухгалтерское сопровождение многим киевским предприятиям – по его словам, практически на всех предприятиях срабатывает фактически одна и та же схема, независимо от формы собственности, масштабов фирмы и объема штата.
Начинают обычно с т. н. «бонусных» или «поощрительных» пакетов для сотрудников и представительских расходов. Затем следует переезд в офис поскромнее и экономия на канцтоварах и прочем обеспечении офиса. Потом настает черед сокращения штата и урезания зарплат. Как отмечает наш собеседник, экономить на сотрудниках можно по-разному. Самый разумный вариант – перевести на «надомный» режим работы тех сотрудников, чей труд не предполагает обязательного присутствия в офисе, и сократить тех людей, чьи обязанности рациональнее будет доверить «внешним» специалистам – внештатным сотрудникам-фрилансерам или представителям фирмы, оказывающей соответствующие услуги. К примеру, бухгалтерское обслуживание предлагают множество аудиторских компаний, за уборку помещений берутся клининговые фирмы, а курьера с легкостью заменит любая служба курьерской доставки. Разумеется, одно дело – заменить тетю Машу на контракт с ближайшей клининговой конторой, а совсем другое – доверить бухгалтерское сопровождение предприятия, в активы которого, возможно, были вложены когда-то свои личные накопления, незнакомому человеку. Еще страшнее, когда речь идет не об одном, пусть пока незнакомом, но все же, вполне конкретном человеке, а о целой компании. Тем более, сегодня бухгалтерские услуги предлагают многие, и не всегда понятно, какая из двадцати одинаковых реклам на странице профильного журнала выведет на фирму с хорошей репутацией и высококлассными специалистами. В любом случае, если страх не покидает, и отдавать документы в руки людям, которые отдадут их для работы кому-то еще, кого вы даже не видели невыносимо тревожно – можно доверить бухгалтерское обслуживание бухгалтерам-одиночкам, работающим без помощников и подчиненных. Впрочем, такой механизм мало чем отличается от варианта «перевести штатного бухгалтера на удаленный режим работы». Скорее всего, именно поэтому, в списках сокращенных за последние полгода людей бухгалтеры, в отличие от уборщиц, курьеров, охранников и секретарей, почти не встречаются.

Ни в коем случае, отмечает наш собеседник, нельзя делать следующие вещи:
– сокращать работающий персонал, распределяя обязанности уволенных людей на оставшихся;
– экономить на контроле качества выпускаемой продукции;
– лишать сотрудников запланированной премии.