Ученые изучили фрагмент краски из базового слоя картины Леонардо да Винчи "Мона Лиза" и обнаружили редкий ингредиент в ее составе. Считается, что это помогло художнику создать шедевр.
Об этом пишет РБК-Украина (проект Styler) со ссылкой на публикацию Apnews.
Ученые определили, что рецепт масляной краски, которую Леонардо да Винчи использовал в качестве базового слоя, отличается по химическому составу от других картин. Также они отмечают, что художник при создании картины "находился в особо экспериментальном настроении".
"Леонардо был человеком, который любил экспериментировать, и каждая из его картин абсолютно разная технически. В этом случае интересно увидеть, что действительно существует определенная техника для основного слоя "Моны Лизы", - отметил ведущий автор исследования и химик Виктор Гонсалес.
В первом слое краски обнаружили химическое соединение плюмбонакрита. Это открытие впервые подтвердило гипотезу историков о том, что художник применял порошок оксида свинца для сгущения и высушивания краски для портрета Мона Лизы.
Также отмечается, что фрагмент краски, взятый из базового слоя с края картины для исследования, был размером не больше волоса, поэтому не будет заметен для человеческого глаза.
Под рентгеновским излучением ученым удалось определить химический состав материала.
"Плумбонакрит - это действительно отражение его рецепта. Это первый раз, когда мы можем это подтвердить химическим путем", - добавил Гонсалес.
Ученые исследовали фрагмент краски из базового слоя картины "Мона Лиза" (скриншот)
Эксперты предполагают, что Леонардо растворял порошок оксида свинца в льняном или ореховом масле. Затем нагревал смесь, чтобы получить более густую пасту, которая быстрее высыхает.
Плюмбонакрит также находили в работах Рембрандта, который писал в XVII веке. Секрет создания этих красок мог передаваться от художников веками.
Леонардо нарисовал "Мону Лизу" в начале ХVI века во Флоренции. Эта картина стала всемирно известной и дала название научному феномену - "эффект Моны Лизы".
Он создает впечатление, что субъект изображения всегда смотрит прямо на наблюдателя, независимо от того, где он стоит. Ученые выяснили, что Мона Лиза на картине не смотрит прямо.
Ранее мы писали о том, что ученые доказали, что одна из теорий Леонардо да Винчи ошибочна.
Читайте также о том, что ученые раскрыли "темный" секрет творчества Леонардо да Винчи.