ua en ru

Жизнь в рейсе: интервью с проводником УЗ о работе, которую не видят пассажиры

Жизнь в рейсе: интервью с проводником УЗ о работе, которую не видят пассажиры Фото: Проводник "Укрзализныци" Сергей Рипа (Татьяна Веремеева, РБК-Украина)

Сергей Рипа работает проводником вместе с женой Валентиной - супруги отвечают за комфорт и безопасность пассажиров в вагоне. В интервью РБК-Украина мужчина рассказывает, как проходит смена, как проводники действуют в случае конфликтов или угроз и чем особенна эта работа.

Главное:

  • Почему Сергей выбрал профессию проводника и как пришел к ней?
  • Как проходит рабочая смена проводника: от подготовки вагона до ночных дежурств и общения с пассажирами?
  • Как проводники действуют в случае конфликтов, опасности или угроз во время поездки?
  • Как решают ситуации с опозданиями поезда, пассажирами, которые не успевают на посадку и пустыми местами?

Проводники - это люди, которые первыми встречают пассажиров на платформе, а также отвечают за комфорт и безопасность во время путешествия. Сергей и Валентина Рипа работают на железной дороге более 15 лет и хорошо знают путевое дело. Теперь они стали ближе к пассажирам - вместе работают проводниками одной бригады.

Мы разговаривали с ним во время поездки Киев-Сумы. Сергей спокойно рассказывал о работе и алгоритмах действий в чрезвычайных ситуациях, хотя постоянно проверял телефон и следил за воздушными тревогами - реалии, с которыми ежедневно живут железнодорожники.

В интервью РБК-Украина Сергей Рипа объяснил, как проходит смена проводника, что делать пассажирам в случае конфликтов или опасности и какие нюансы работы остаются "за кадром" для большинства путешественников.

Работа проводником - мечта детства

- Почему вы выбрали профессию проводника? Сколько уже работаете?

- Мы работаем вместе с женой. Сначала были мойщиками-уборщиками вагонов, а потом прошли обучение в Казатине и стали проводниками. В этой должности работаем полтора года, а на мойке отработали год.

Жизнь в рейсе: интервью с проводником УЗ о работе, которую не видят пассажиры
Сергей и Валентина Рипа работают проводниками на поезде Киев-Сумы (фото: Татьяна Веремеева, РБК-Украина)

Я вообще на железной дороге уже 15 лет: начинал станционным рабочим в Конотопе (Сумская область, - ред.), был монтером - ремонтировали железнодорожные пути. Позже работал в военизированной охране.

Проводником мечтал стать еще с детства. После школы сразу хотел пойти в эту профессию, но возможности тогда не было.

После обучения мы с женой не имели закрепленной бригады и работали на разных рейсах. Впоследствии получили бригаду на постоянном маршруте. Сейчас из-за ситуации в стране составы бригад могут менять, поэтому иногда приходится ездить по разным направлениям.

- Что вам больше всего нравится в работе, а что - самое трудное?

- Очень нравится сама работа: постоянные поездки, новые города, общение с людьми.

Самое тяжелое - ночные смены. Недоспанные ночи иногда дают о себе знать.

Работаем и в плацкарте, и в купе. Работа немного отличается: в купейных вагонах меньше мест и, соответственно, меньше пассажиров.

- Как вы распределяете смены? Делитесь ли обязанностями с женой?

- Мы дежурим по очереди: в одном направлении работает она, в другом - я. Но даже когда кто-то из нас формально отдыхает, все равно помогаем друг другу.

Жизнь в рейсе: интервью с проводником УЗ о работе, которую не видят пассажиры
Валентина Рипа проверяет билеты у пассажиров (фото: Татьяна Веремеева, РБК-Украина)

Жена обычно ведет документы и учет товаров (чай, кофе, вода, снеки, сладости и т.д.), считает кассу. Я беру на себя физически более тяжелую работу - получаю и загружаю уголь, топлю котел в вагоне. Стараемся распределять обязанности так, чтобы облегчить работу друг другу.

- Работать вместе с женой легче или труднее, чем с чужими людьми?

- Работать вместе очень удобно. Мы понимаем и поддерживаем друг друга, всегда помогаем. Это намного легче, чем с людьми, с которыми нет такого взаимопонимания.

Как проходит рабочий день проводника

- Как выглядит обычный рабочий день (или ночь) в рейсе?

- Работа начинается на станции отправления. Сначала убираем вагон, наводим чистоту, получаем постельное белье. В вагоне должен быть порядок. В холодное время года перед выездом обязательно топим котел, чтобы пассажиры заходили уже в теплый вагон.

Пополняем запасы товаров из меню, записываем, что и сколько продали - в Киеве кассир выдает продукты, ориентируясь на наши отчеты.

За 30 минут до отправления начинается посадка: встречаем пассажиров, сканируем билеты, проверяем документы, сверяем фамилии.

После отправления предлагаем чай или кофе. Если напитки включены в билет, уточняем, когда пассажиру удобнее их получить. Кто-то хочет сразу, кто-то - перед прибытием. Иногда люди просят подать один напиток в начале дороги, другой - ближе к своей станции.

Жизнь в рейсе: интервью с проводником УЗ о работе, которую не видят пассажиры
Проводник Сергей Рипа готовит чай для пассажиров (фото:Татьяна Веремеева, РБК-Украина)

У нас есть внутренняя программа, где отображено место пассажира, станцию посадки и прибытия, а также дополнительные приобретенные услуги.

Во время рейса предлагаю напитки, слежу за чистотой в туалете, тамбурах, проходах. Есть график уборки, но я обычно делаю это чаще - чтобы в вагоне всегда был порядок. За состоянием вагонов также следит начальник поезда.

В наши обязанности входит предупреждать пассажиров об их станциях. Я веду записи в блокноте, а если поезд едет ночью и расстояния между станциями большие, могу поставить будильник. Обычно просто подхожу и бужу людей.

Когда работали на маршруте Киев-Рахов, день начинался с прибытия на конечную станцию: предупреждал пассажиров, предлагал чай или кофе.

В Киеве всегда много работы: сдаем грязное белье, получаем чистое, принимаем уголь, забираем бланки и документы.

- Сколько часов длится ваша смена?

- Зависит от маршрута. Сейчас ездим на поезде Киев-Сумы, раньше долго работали на рейсе Киев-Рахов. Также были смены на Киев-Запорожье, Киев-Ужгород, Киев-Солотвино.

Если без задержек и чрезвычайных ситуаций, то сейчас в рейсе находимся около 13 часов. Но к этому добавляется подготовка перед поездкой и работа по прибытии.

Жизнь в рейсе: интервью с проводником УЗ о работе, которую не видят пассажиры
Поезд Киев-Сумы, на котором работают Сергей и Валентина Рипа (фото: Татьяна Веремеева, РБК-Украина)

На маршруте Киев-Рахов смена длилась около 16 часов. Поезд стоял на конечной примерно 8 часов - за это время убирали, сдавали белье, но имели и возможность немного отдохнуть.

- Какие маршруты вам самые интересные, а какие - самые тяжелые?

- Все маршруты интересны по-своему. Больше всего нравился рейс в Рахов - там тихо, почти нет тревог, а горы просто завораживают. Это длинная дорога, много разных городов, постоянные путешествия и общение с людьми - мне это очень нравится.

В Рахове у нас было свободное время: после приезда сдавали белье, убирали вагон, а дальше могли прогуляться по городу.

- Есть ли возможность отдохнуть, поесть или поспать во время рейса?

- Да, между станциями есть время, когда можно перекусить или отдохнуть. К тому же мы работаем по очереди: один дежурит, другой отдыхает.

- Случаются ли нестандартные просьбы от пассажиров?

- У меня лично каких-то совсем необычных не было. Иногда просят чай или кофе даже ночью. Часто просят заранее предупредить о станции или помочь вынести вещи - особенно, если человек с ребенком или старшего возраста. Мы к таким просьбам относимся нормально и всегда помогаем.

Что должен делать проводник в случае внештатных ситуаций

- Что должен делать проводник в случае конфликтных ситуаций? Как действовать пассажирам?

- Конфликты с пассажирами возникают редко - в основном люди адекватно реагируют на замечания. Если ситуация сложная, проводник обращается к начальнику поезда, который принимает решение о дальнейших действиях.

Пассажирам в случае угрозы домогательств, насилия или других противоправных действий важно сразу сообщить проводнику. "Укрзализныця" имеет четкий алгоритм для таких случаев, ведь поезд - замкнутое пространство, где риски могут быстро расти.

Алгоритм действий в случае угрозы или конфликта в поезде:

  • Немедленно сигнализируйте проводникам. Они имеют спецсвязь с начальником поезда и, при необходимости, с военизированной охраной.
  • В новых и модернизированных вагонах есть "тревожная кнопка" - над дверью купе, рядом с регулировкой света.
  • Онлайн-поддержка - круглосуточно работает обратная связь в мобильном приложении "Укрзализныци", также можно отправить обращение на электронную почту service@uz.gov.ua.
  • Если это безопасно, зафиксируйте инцидент - на видео или диктофон.

Проводники прибудут для выяснения обстоятельств и рассадят стороны конфликта по разным купе.

Жизнь в рейсе: интервью с проводником УЗ о работе, которую не видят пассажиры
Вагон, в котором работают проводники Сергей и Валентина Рипа (фото: Татьяна Веремеева, РБК-Украина)

Начальник поезда должен предложить вызвать полицию на ближайшую станцию. Пассажир может как согласиться, так и отказаться.

Полиция прибывает на станцию, составляет протокол и, если нужно, задерживает нарушителя. Здесь важны записи и свидетели.

Если на каком-то этапе алгоритм дал сбой - например, начальник поезда не отреагировал, - пассажир может обратиться в контакт-центр: 0800 503 111.

- Что делать в случае угрозы для поезда из-за боевых действий?

- Опасность в условиях войны - отдельная реальность нашей работы. Пассажиры должны быть внимательными и четко слушать указания проводников.

Мы регулярно проходим инструктажи, имеем средства первой помощи и ресурсы для обеспечения безопасности пассажиров. Все действия в экстренных ситуациях определяет начальник поезда, мы получаем от него точные указания.

Если воздушная тревога начинается тогда, когда поезд стоит на вокзале, пассажиров оповещают об изменении маршрута, применении комбинированной логистики или о других изменениях адресно через мобильное приложение, также есть сообщения на официальных ресурсах "Укрзализныци" в соцсетях.

Главное правило для пассажиров в случае опасности: слушать и выполнять инструкции проводников, которые обучены действовать в чрезвычайных ситуациях.

Опоздания, посадка "на ходу" и пустые места

- Сообщаете ли пассажирам, если поезд опаздывает?

- Да. Если начальник поезда информирует, что по определенным причинам возможно опоздание, мы сразу сообщаем об этом пассажирам. За время моей работы самая большая задержка составляла около четырех часов - стояли в Хмельницком. Пассажиры отнеслись с пониманием, потому что это не зависит от бригады.

- Что делает проводник, если поезд уже должен отправляться, а пассажир еще бежит к вагону?

- В такой ситуации мы держим красный флажок днем или фонарь ночью - это сигнал машинисту, что отправление временно невозможно. Так мы "держим" поезд, пока человек подбегает.

Жизнь в рейсе: интервью с проводником УЗ о работе, которую не видят пассажиры
Проводник Сергей Рипа (фото: Татьяна Веремеева, РБК-Украина)

Бывает, что пассажиры не успевают выйти или зайти в вагон, особенно если стоянка длится 2-3 минуты. Но людям не стоит бояться: если кто-то не успевает в свой вагон, его могут впустить в ближайший, а дальше проводники подскажут, как перейти к своему месту.

При высадке мы обычно заблаговременно предупреждаем о приближении станции, поэтому пассажиры успевают собрать вещи и подойти к выходу к моменту остановки поезда.

- Сообщаете ли начальнику поезда или станции, если место продано, но пассажир не зашел в вагон?

- Такие ситуации случаются. Если билет куплен, но человек не зашел в вагон на станции отправления, место все равно остается за ним до конца поездки. Пассажир может подсесть на любой следующей станции.

Если же человек так и не попал в поезд и не вернул билет, место остается пустым - его не могут перепродать без официального возврата. Если билет возвращен, тогда место снова доступно для продажи на следующих станциях.