"Зеленского в Москве встретят тепло". Как россияне в плену оправдывают войну
Российские военнопленные (фото: Виталий Носач/РБК-Украина)
Среди российских военнопленных есть и те, кто пошел на войну против Украины за идею. Что это за идея, как сами россияне объясняют, зачем обстреливают мирных украинцев и что стоит за шаблоном про "защиту Донбасса", – в материале РБК-Украина с лагеря для военнопленных.
Видеосюжет материала смотрите позже на YouTube РБК-Украина.
Российская пропаганда – один из мощнейших инструментов войны России против Украины. Эта многоуровневая конструкция строилась десятилетиями и сегодня влияет не только на россиян внутри государства, но и на людей по всему миру.
Пока украинцы недоумевали от того, как можно поверить в легенду про "распятого мальчика" на Донбассе, россияне распространяли ее между собой. Теперь, спустя 11 лет после тех событий, россияне убеждены, что полномасштабное вторжение в чужое государство – это то, что можно оправдать.
В лагере для военнопленных в Украине сегодня содержатся сотни россиян, которые отражают разные слои общества. Одни шли на войну ради заработка, других, как они сами утверждают, обманули. Есть те, кто пытается раскаяться, а есть и другие – они пошли воевать за идею. Сегодня им и самим сложно разобраться, где заканчивается их собственная мотивация и начинается то, что было им навязано телевизором.
Слесарь из Подмосковья
Артему Петухову 40 лет, он родился в Подольске – в 36 км от Москвы. Свою жизнь мужчина описывает довольно скудно, парой слов: "В обычной школе учился. Потом ПТУ, работа, армия. Потом опять работа. Все".
В Подмосковье Петухов пошел на завод слесарем. Там ему и вручили повестку в армию.
– Когда началась полномасштабная война, когда Россия напала на Украину, какая была ваша реакция?
– Никакой.
– Вообще все равно было?
– Нет, просто Россия помогла жителям Донбасса.
До определенного момента мужчина говорит сухо и отрывисто. Он продолжает монотонно повторять фразу о том, что жители Донбасса попросили помощи у России, но как именно им помогли российские военные, Петухов не знает. Потом речь заходит о Владимире Путине.
Около 10 лет назад, во время телемоста житель маленького города Бельго в Хабаровском крае обратился к Путину. Он сказал, что он автолюбитель, платит транспортный налог, а дорог в городе нет. У российского диктатора эта фраза вызвала смех. "Зачем вам машина, если нет дорог?" – с улыбкой спросил у него Путин.
Артем Петухов (фото: Виталий Носач/РБК-Украина)
Артем Петухов не слышал об этом эпизоде. Как и о многих других, где жители той же России, отдаленных и не очень регионов просили помощи у Путина. Более того – эта история не наталкивает его на очевидные параллели. Разве что вызывает небольшое раздражение.
– У нас тоже в Москве дороги – хрен пройдешь, не проедешь, также как и Дальний Восток – дороги везде одинаковые.
– Так а чего бы не сделать вам дороги?
– Ну делают, я откуда знаю, я ж не дорожник, я обычный слесарь, работаю на заводе и все.
У Петухова, как и у множества россиян, нет вопросов к власти. Он не до конца отдает себе отчет, зачем пошел на войну, зачем Россия начала ее против Украины. Мужчина, как и многие другие, пользуется шаблонами, которые ему предложила пропаганда. В его реальности Путин спасает Россию от коррупции, а Украину – от обстрелов.
– Зачем Путин начал эту войну?
– Я вам уже отвечал на этот вопрос – помочь жителям Донбасса.
– Ну вот каким образом, обстреливая Марьинку, Авдеевку, снося с лица земли Мариуполь вы помогаете жителям Донбасса?
Мы показываем Петухову видео с Марьинки. Разрушенный город, от которого остались только груды почерневших от копоти кирпичей. Мужчина внимательно смотрит запись, потом переводит взгляд на нас. На вопрос о том, можно ли это назвать помощью, Петухов мотает головой. Но через пару минут выдает стандартную речь.
– Вы же мне показали видео. Если бы у меня с собой был телефон, я бы показал с нашей стороны, как украинские войска громили Донбасс.
Артем Петухов – классический пример среднестатистического россиянина. Он не будет вдаваться в суть процессов. Для него власть – это что-то тотальное и окончательное, она никогда не меняется и он, кажется, уже привык к этому. Его психика спасает его от неудобных вопросов, поэтому выстраивает картину мира, где власть – добрая и справедливая. А значит в ее решениях сомневаться не нужно.
Артем Петухов (фото: Виталий Носач/РБК-Украина)
В подобной парадигме существуют многие россияне, особенно те, кого отправили или кто сам решил отправиться на войну. Большая часть из них живет в депрессивных и экономически отсталых регионах. Война сулит им возможность заработать деньги, а морально-этическими вопросами они не задаются. А если начать их задавать вместо них – будут огрызаться и агрессировать.
Они активно защищают свою логику. Для россиян, особенно тех, кто часть своей жизни отдал войне и плену, она стройная и правильная. Потому что дает им возможность оправдывать свои действия или свое бездействие. По их мнению, в 2014 году Украина напала сама на себя, жители Донбасса захотели отделиться и примкнуть к России, попросили у Кремля помощи, а он не отказал.
Оккупация с оружием в руках, ракеты по жилым домам, убитые гражданские люди, маленькие дети, удары по роддомам и больницам – все это отрицается. И для каждого украинского аргумента у пропаганды РФ есть свой контраргумент. И, кстати, чаще всего пропагандисты играют на опережение и заранее дают россиянам возможность оправдывать потом все, что они делают.
– Я помню, в 2014 году показывали, как проходили референдумы, там никто с оружием не ходил в руках. А российских войск вообще не было. По словам военнопленных, кто из Донбасса, Луганска, у них вообще нечем было воевать. Нечем.
– А как же тогда воевали?
– С помощью вашего оружия, с которым вы нападали. Что у них оставалось в частях…
Артем Петухов, как и многие, искренне верит, что в 2014 году жители Донбасса сами отбивались от украинских войск, очевидно, быстро научились пользоваться военной техникой, стреляли из систем залпового огня и артиллеристских установок. Он не верит, вернее, не хочет верить, что уже тогда в Донецкой и Луганской области за "ополчением" стояли российские военные. Ведь Путин это отрицает.
– В целом, как вы к Украине сейчас относитесь?
– Как и раньше относился. Как ко всей Европе. Мне вот был интересен в Украине только футбол – "Динамо-Киев" и "Шахтер". Все. И когда "Евро" было тут – Украина с Польшей, болели за одну страну. Что ваши за Россию, что наши за украинцев. Поддерживали. А сейчас что-то пошло не так.
Под конец беседы задаем россиянину вопрос об условиях в лагере. Он заметно оживляется, начинает улыбаться и пробует шутить. "Еда как в дисбате, проще сказать постная. Хочешь поститься – приезжай сюда поститься. Надо бабку свою сюда прислать".
Артем Петухов (фото: Виталий Носач/РБК-Украина)
Еще Петухову нравится, что в лагере до сих пор можно есть паски – их все еще много на полках в местном магазине. Он говорит о них с почти с детским восторгом.
Подытоживая, мы задаем вопрос о том, как по его мнению должна закончиться война, и россиянин говорит про переговоры. Мол, это жители украинских территорий, которые сегодня находятся в оккупации, сами должны решить, с кем им остаться. А потом Петухов добавляет то, что напрочь перечеркивает его же предыдущие аргументы.
– Я знать не знаю, кто это (украинцы с оккупированных территорий – ред.) Я своего соседа не знаю как зовут, а вы мне говорите про жителей Чукотки или Донбасса, или еще где-то…
– Ну вы же пришли помогать жителям Донбасса.
– Вы уже задавали мне этот вопрос.
Офицер
Александр Скворцов, безусловно, отличается от своего соотечественника. Он осознанно выбирал военное дело, получил высшее образование, поэтому в начале полномасштабной войны перед ним не стоял вопрос, что он будет делать. "Защищать интересы государства", как он сам это назвал.
В плен Скворцова взяли в Угледаре. Он успел повоевать за интересы государства с октября по январь 2022 года, то есть около четырех месяцев.
– А как так получилось?
– Ну так получилось. Штурм неудачный.
По началу кажется, что Скворцов, как человек с более широким кругозором, будет изощряться в попытках доказать свою правоту. Его аргументы должны быть тоньше, а логика стройнее. На деле же оказывается, что этот российский офицер пользуется теми же нескладными шаблонами, как и наш предыдущий собеседник.
– В Украине началась гражданская война, это не секрет. С 2014 года Российская Федерация помогала Донбассу. В 2022 году зашла армия уже с целью защитить народ Донбасса.
– От кого?
– От западной части Украины, которая с оружием пришла в восточную часть Украины.
Скворцов в основном пользуется двумя аргументами, оба заезжены. По его мнению, Россия вторглась в Украину с двумя целями – защитить народ Донбасса и не допустить распространение НАТО на восток. Он затрудняется ответить на вопрос о том, когда Североатлантический альянс нападал на Россию, но хорошо знает, что такие намерения у него, безусловно, есть. "Никто не хочет иметь врага под боком", – резонно отмечает россиянин и пожимает плечами.
Александр Скворцов (фото: Виталий Носач/РБК-Украина)
Затем разговор уходит в частности. В них Скворцов чувствует себя хорошо. Он журит нас за то, что мы – современное украинское поколение, отказались от памяти предков. Памятью предков он называет памятники советским коммунистическим деятелям, которые в Украине стали демонтировать с 2014 года. Все в его речи выглядит логично и последовательно, пока он не слышит следующий вопрос.
– То, что происходит у нас в стране, те решения, которые мы принимаем, памятники, которые мы сносим – причем здесь вы? Причем здесь Россия?
Скворцов делает паузу и выгадывает себе пару секунд. Потом не находит ничего лучше чем сказать, что они – Россия, тут не причем. Он будет еще не раз по ходу диалога разбиваться о простой вопрос вроде этого. И каждый раз на его лице будет возникать недоумение.
Александр Скворцов и подобные ему отличаются от Артема Петухова. Второй – среднестатистический россиянин, сфера интересов которого ограничена тремя-четырьмя вещами. Это база – крыша над головой, еда, зарплата, и какое-то незамысловатое хобби – например, футбол.
Он не будет задумываться о каких-то высоких материях, места России на карте мира, ее предназначении. Просто интуитивно Петухов и такие же работяги как он будет иногда испытывать это чувство превосходства от фразы "я – русский".
Скворцов другой. Он – офицер, а они чаще всего обязаны хоть как-то, но разбираться в широких амбициях своего государства. И эти амбиции ему льстят. Он искренне не понимает конструкцию "Украина – независимое государство", потому что в его представлении Украина – часть России.
На этапе разговора о том, зачем Россия стреляет по жилым домам, зачем вторглась и пытается оккупировать территории, Скворцов не находит ничего лучше чем воспользоваться шаблоном о помощи жителям Донбасса. И мы, уже по привычке, показываем ему Марьинку.
Александр Скворцов (фото: Виталий Носач/РБК-Украина)
– Ваш Зеленский может это остановить. Пойти просто на беседу.
– Зеленский не раз предлагал беседу в разных форматах, Путин где во всей этой парадигме находится?
– Путин сказал – пусть Трамп с Зеленским приезжают в Москву.
– А вы считаете, это нормальное условие в нынешних обстоятельствах?
– А я вам так скажу – если Зеленский согласится и приедет в Москву, его там очень хорошо и тепло встретят. Поверьте.