Без лишнего шума. Как Украина и США готовят миллиардное соглашение по дронам
Владимир Зеленский и Дональд Трамп (фото: Getty Images)
О том, как Украина и США готовят большое соглашение о дронах ("Drone Deal"), что оно может дать обеим странам и какие есть препятствия, кроме зависимости от китайских компонентов – читайте в материале журналиста РБК-Украина Романа Кота.
Главное:
- Что соглашение может дать Украине?
- Для чего украинские дроны нужны США?
- В каких форматах возможно украино-американское сотрудничество?
- Что может помешать соглашению?
На этой неделе в Украину прибудет делегация из США, чтобы продолжить переговоры по Drone Deal между Киевом и Вашингтоном. Речь идет о поставках украинских дронов в обмен на роялти и другие формы компенсаций.
По словам президента Украины Владимира Зеленского, соглашение о дронах должно быть частью более широкого пакета договоренностей. Он включает отдельную "мегасделку", в рамках которой Украина надеется приобрести у США вооружения на десятки миллиардов долларов. На фоне других, подписанных ранее, соглашение по дронам должно стать еще одним кирпичиком в фундамент стратегического партнерства между Украиной и США – не на бумаге, а на практике.
Тихой сапой
Диалог по дронам без шума продолжается уже длительное время. Но непосредственные переговоры активизировались ближе к осени этого года, когда стало очевидным, что украинские разработки имеют практическую ценность для американской военной машины.
В начале октября Вашингтон посетила делегация из Украины под руководством заместителя министра обороны Сергея Боева. Украинские чиновники продемонстрировали конкретные модели дронов, очертили их характеристики и объяснили условия использования каждой системы.
Спецпредставитель США Кит Келлог рядом с украинским дроном (фото: соцсеть х.com)
Как сообщило Минобороны Украины, американская команда отметила экспертизу Украины в развитии индустрии дронов – по производству не только БПЛА, но и морских дронов и наземных робототехнических комплексов.
Представитель правительства США отметил изданию The Wall Street Journal, что заключение детализированной сделки, стоимость которой может достигать миллиардов долларов, вероятно, займет несколько месяцев. Однако эти сроки, вероятно, ускоряются из-за растущей стратегической важности этого вопроса для обеих сторон.
Почему сделка важна для Америки
В США давно пытаются двигаться в ногу с современными трендами в отношении войны, но не всегда удачно. Еще в 2023 году Пентагон запустил инициативу Replicator, направленную на быстрое наращивание количества беспилотных систем в армии США. Главный ее акцент – на доступные и массовые модели. Ежегодно на программу планировалось выделять 500 млн долларов.
Однако к августу этого года цели не были полностью достигнуты – поставлены лишь сотни дронов вместо тысяч. Также возникли проблемы с координацией систем различных производителей и стоимостью. Поэтому программу реструктуризировали под новым подразделением Defense Autonomous Warfare Group (DAWG), что должно обеспечить ускорение полевых испытаний и устранение технических препятствий.
"Один из основных критериев американских дронов, которые производятся для нужд вооруженных сил – они должны быть интегрированы с другими системами. А это достаточно дорого – и само производство, и затем оплата интеллектуальной собственности в США. Современная война показала, что все же массовое и дешевое оружие сейчас превалирует на фронте", – отметил РБК-Украина полковник Александр Саенко, командир 67-й бригады в 2022-2023 годах и экс-военный атташе во Франции.
По данным британского аналитического центра Royal United Services Institute, дроны наносят 60-70% от общего ущерба российской технике. Поэтому США интересует дешевизна украинских изделий и их массовость. И здесь Киев имеет очевидные преимущества.
По данным StateWatch, в 2024 году Украина произвела 1,7 миллиона дронов – по сравнению с 415 тысячами в 2023-м и только 1200 в 2022-м. В то же время американская промышленность имеет значительно меньшие объемы производства – в течение этого года планируется выйти только на 100 тысяч дронов.
От Китая до Мексики
США как "мировой полицейский" в течение последних десятилетий провели много операций по всему миру, но во времена Трампа Америка старается не отвлекаться на новые войны (по крайней мере, по словам президента США).
Вместо этого Пентагон концентрируется на противостоянии с главным соперником – Китаем. В частности, речь идет о возможном конфликте в Южно-Китайском море вблизи берегов КНР и в районе острова Тайвань. Соответствующие сценарии моделируются уже несколько лет.
"Армия Китая массовая и огромная. Дорогостоящее оружие с обеих сторон, если, не дай Бог, начнется это противостояние, будет потрачено в течение нескольких месяцев. Потребуется производство и использование того, что можно сделать дешево и массово. Поэтому наши решения и ноу-хау интересны", – подчеркнул Александр Саенко.
Совместная с Украиной работа в этой сфере уже ведется. В этом году Пентагон запустил инициативу Artemis (Артемида). Ее цель – создать доступные, массовые платформы для противодействия угрозам в регионах потенциального конфликта.
Среди первых четырех компаний, которые были выбраны для контрактов, две украинские. Их названия не раскрывают из соображений безопасности. Однако Минобороны США анонсировало, что они будут работать вместе с американскими разработчиками программного обеспечения – Swan и Auterion.
В середине октября Auterion сообщила об успешных испытаниях дальнобойного дрона Artemis ALM-20. По данным портала The War Zone, в октябре были завершены боевые испытания в Украине: запуск с земли, навигация с GPS и без GPS, дальний транзит и наземное срабатывание. Американские оценщики подтвердили его эффективность, что позволило перейти к масштабированию.
Это не единственная сфера, где украинские дроны могут пригодиться. По словам Саенко, дроны полезны также на границе США с Мексикой, где американские войска размещены для борьбы с нелегальной миграцией.
"На стратегическом уровне Reaper (разведывательно-ударный БПЛА - ред.) "висит" в течение целых суток. А на уровне отдельных пограничников, небольшая группа патрульных может использовать дешевый дрон для ситуационной осведомленности", – пояснил изданию Саенко.
Военные США на границе с Мексикой (фото: Getty Images)
Еще одно направление – это дроны-перехватчики. Они важны для защиты как военных объектов, так и гражданских. Как показали российские атаки на Европу этой осенью, даже несколько БПЛА могут парализовать работу аэропортов. Эти вызовы усилятся во время чемпионата мира по футболу, который пройдет в США, Канаде и Мексике в следующем году, поэтому Штатам нужны решения, которые уже работают.
Конечно, ключевым преимуществом украинских дронов является учет новейшего боевого опыта. В отличие от американских, которые разрабатываются в основном в полигонных условиях, украинские системы постоянно тестируются в ходе войны.
Возможные форматы сотрудничества
По словам президента Зеленского, Украина предложила Соединенным Штатам пятилетнее соглашение стоимостью 50 миллиардов долларов, которое предусматривает производство до 10 миллионов дронов в год. В отличие от традиционной военной помощи, оно должно работать на коммерческой основе.
Источники Wall Street Journal сообщают, что среди вариантов: прямые закупки в Украине, создание совместных предприятий в США или в других странах-партнерах, лицензионные соглашения на производство или создание дочерних предприятий украинских компаний на территории США. Все эти формы сотрудничества имеют свои плюсы и минусы.
В случае прямого экспорта предприятие создает рабочие места и цепочки поставок внутри Украины. Это стимулирует не только оборонный сектор, но и другие отрасли экономики.
"Когда у предприятий не загружены эти производственные мощности, они могут не иметь бронирования, статуса критичности, например. Поэтому конечно, выгоднее иметь экспорт из Украины, который ты производишь здесь, на своих мощностях", – отметил в комментарии РБК-Украина Валерий Боровик, председатель правления Альянса "Новая энергия Украины", основатель компании-производителя БПЛА "Первый контакт".
Дрон ALM-20 (фото: Getty Images)
Как прямой экспорт может выглядеть на практике, на днях объяснил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Рустем Умеров, хотя и не выделяя США как отдельное направление.
По его словам, процедура будет следующей: если компания подпадает под определенные критерии допуска к экспорту и имеет избыточные производственные возможности, не востребованные Силами безопасности и обороны, то она может подать заявку на экспорт в Государственную службу экспортного контроля (ГСЭК). В течение 90 дней ГСЭК проверяет все данные и предоставляет разрешение. Вместе с тем, потребности фронта остаются наивысшим приоритетом.
"Если Вооруженным Силам срочно нужно это оружие, разрешение на экспорт может быть остановлено или отменено. Безопасность и потребности войска всегда важнее любых экспортных контрактов", – отметил Умеров.
Те компании, которые занимаются только разработкой без собственного производства, имеют другую бизнес-модель. Непосредственно сборкой продукции занимаются их субподрядчики, поэтому таким компаниям интереснее просто продавать лицензию на производство.
Промежуточные варианты между прямым экспортом и производством на территории другой страны, как создание совместных предприятий, также имеют свои особенности.
"При таком раскладе ты находишь предприятие-партнера, которое либо имеет производственные мощности, либо вместе с тобой закупает эти мощности, станки, нанимает людей. И вы вместе выпускаете. Это тоже вариант, но здесь больше головной боли в другой стране", – добавил Валерий Боровик.
Главные препятствия
В то же время есть и препятствия для поставок украинских дронов в США. Ключевая проблема – масштабное использование китайских компонентов. Из соображений национальной безопасности в США с 1 июля следующего года будет запрещено покупать дроны с китайскими компонентами.
США и Украина рассматривают меры по их замене для соответствия американским стандартам. Однако здесь существуют свои трудности. Даже у американских компаний не всегда получается отказаться от компонентов из Китая.
"Здесь проблема и в цене, и в объемах. Кто, как не Китай, может быстро и в огромных количествах дать продукцию для дронов? Критические моменты –камеры, чипы, контроллеры, электроника", – пояснил РБК-Украина Боровик.
Часть компонентов производители локализуют на украинской территории, хотя здесь есть еще куда стремиться. Вместе с тем, большинство компаний легко могут перейти на американские и европейские компоненты.
"Есть вопрос стоимости. Большинство наших производителей сейчас этого не делают, поскольку это поднимет себестоимость продукта, а у нас и так есть ограничения государственного бюджета. Соответственно, государство сможет покупать еще меньше дронов, если они будут стоить по себестоимости дороже", –пояснила изданию исполнительный директор "Технологических Сил Украины" Екатерина Михалко.
По ее словам, выход может заключаться в отдельных закупках некитайских компонентов за счет партнеров Украины.
"Если западные партнеры готовы финансировать в том числе и свои компоненты для украинских дронов - это хорошая модель. Это то, что мы очень часто предлагаем, для того, чтобы европейские и американские правительства поддерживали своего собственного производителя компонентов и, возможно, поставляли их со скидками или в рамках помощи, чтобы у нас было это технологическое сотрудничество", – добавила Михалко.
Украинские дроны (фото: Getty images)
Кроме объективных обстоятельств, также существует ряд других аспектов, которые могут осложнить партнерство Украины и США. К негативным факторам, которые могут также сыграть свою роль, Александр Саенко отнес бюрократию и коррупционные риски.
"Западные компании, в частности американские, очень придирчиво относятся к вопросам именно соблюдения антикоррупционного законодательства. И любые отклонения от этих норм с нашей стороны будут не только негативно влиять на имидж той или иной компании, но и в целом на Украину", – резюмировал Саенко.
В конце концов, выходя на рынок оружия США, украинские компании сразу станут конкурентами для американских. Это создает свои вызовы, в частности относительно конкурентных преимуществ Украины.
"Поэтому тебе нужны очень сильные юристы, которые защитят твои права и пропишут контракт так, чтобы после того, как американцы увидели твою технологию, они не сказали: "Мы просто взяли идею, сделали немного иначе – это уже не твое", – резюмировал Боровик.
Соглашение о дронах, если оно будет заключено – это больше, чем просто коммерческая транзакция. Она отражает своеобразный излом в отношениях между США и Украиной, в котором менее мощное государство предстает новатором, а более мощное – учеником.
Это в свою очередь будет сигнализировать о признании американской политической элитой того, что глобальная оборонная конкурентоспособность все чаще зависит от способности быстро адаптироваться и массово внедрять новые технологии. А этого более громоздкая американская система может достичь через партнерство с Украиной.
Однако успех сделки зависит от решения действительно сложных проблем. Замена китайских компонентов, защита интеллектуальной собственности украинских компаний, согласование производственных моделей – все это потребует не только скоординированных усилий, но и новаторских решений, которые должны выходить за пределы традиционных моделей оборонного сотрудничества. Однако, если США и Украина будут способны преодолеть эти препятствия, соглашение может служить моделью для дальнейшего построения крепкого оборонного альянса.
При написании материала использовались заявления президента Украины Владимира Зеленского, Минобороны и СНБО Украины; публикации The War Zone, The Cipher Brief, Breaking Defense, The Wall Street Journal; аналитические данные StateWatch и RUSI; комментарии Александра Саенко, Валерия Дубовика и Екатерины Михалко.