Война за Гренландию. Как Трамп шантажирует Европу тарифами и что это значит для Украины
Дональд Трамп и Гренландия (коллаж: РБК-Украина)
Дональд Трамп поставил Европу перед выбором: отдать ему Гренландию или готовиться к торговой войне. Что происходит вокруг острова и почему это затрагивает и Украину – читайте в материале журналиста РБК-Украина Романа Кота.
Главное:
- Почему Трамп ввел новые торговые тарифы против Европы?
- Какие цели в отношении Гренландии он преследует?
- Чем на действия Трампа отвечает Европа?
- Как конфликт может повлиять на Украину?
Желание Дональда Трампа завладеть Гренландией все больше превращается в манию.
Президент США снова начал педалировать эту идею с начала года. Якобы Дания не может сама защитить Гренландию от экспансии России и Китая, а это для Штатов создает угрозу национальной безопасности. Но если раньше от Трампа были слышны преимущественно пустые заявления, то сейчас он перешел к действиям.
На выходных президент США заявил о введении торговых тарифов против шести стран Евросоюза – Дании, Швеции, Франции, Германии, Нидерландов, Финляндии – а также Великобритании и Норвегии, которые не входят в ЕС.
"Начиная с 1 февраля 2026 года со всех вышеупомянутых стран будут взимать 10% пошлину на любые товары, отправляемые в Соединенные Штаты Америки. 1 июня 2026 года пошлина будет увеличена до 25%", – написал Трамп в соцсети Truth Social.
Таким образом Трамп планирует "наказать" Данию, которая владеет Гренландией, за нежелание передавать остров Штатам.
Что касается других стран – они "виноваты" в том, что поддержали Данию и отправили на Гренландию незначительные военные подразделения.
Торговые тарифы на практике означают, что товары, которые ввозятся в США из Евросоюза, будут дороже, чем произведенные в самой Америке. Это означает, что потребители могут их меньше покупать. Поэтому в конечном итоге Европа может понести убытки.
Это привычный для Трампа рычаг давления на врагов и друзей. Ранее он действительно работал как инструмент принуждения. Однако сейчас Европа настроена давать решительный ответ.
Чего хочет Трамп
Введение новых торговых тарифов перед самым Давосским форумом укладывается в логику любимой стратегии Трампа, которую он раз за разом повторяет. Это означает ставить очень высокие цели, а затем давить, чтобы в конце концов получить то, что на самом деле хочется.
"Это классический подход любого бизнесмена: поднимай ставки для того, чтобы сторговались на середине", – сказал изданию эксперт Национального института стратегических исследований Иван Ус.
Среди таких реальных целей Трампа в американской прессе фигурируют не только полный контроль над Гренландией, но и компромиссные варианты.
Так, по данным The New York Times, команда Трампа рассматривает расширение военного присутствия США на острове, используя уже имеющееся соглашение об обороне с Данией. Также речь идет о доступе американских компаний к редкоземельным минералам острова.
Прибытие военных Дании на Гренландию (фото: Getty Images)
В конце концов, США необязательно покупать Гренландию. Как ранее писало The Economist, команда Трампа среди прочего рассматривает и проект Договора свободной ассоциации (Compact of Free Association, COFA) с Гренландией.
Такой договор предусматривает, что США будут оказывать финансовую поддержку и сохранят внутреннюю автономию острова. В то же время Штаты возьмут на себя полномочия в вопросах обороны и безопасности. Однако, это фактически означает отчуждение Гренландии от Дании.
Впрочем, есть и другое мнение – что минимальные требования США можно удовлетворить путем переговоров, но, похоже, что Трамп таки хочет полной аннексии, сказал РБК-Украина директор Центра международных исследований Одесского национального университета Владимир Дубовик.
"Думаю, что Трамп хочет попробовать давить, а потом увидеть, какой будет реакция, и соответственно уже планировать какие-то следующие действия", –отметил он.
В конце концов, многое будет зависеть от реакции Европы и того, способна ли она в принципе давать общий ответ.
"Если Европа будет довольно жесткой, принципиальной и неуступчивой, то будет больше шансов, что Трамп отступит от максимальных требований", – подчеркнул Дубовик.
Европа готовится к переговорам
Когда Трамп только заговорил о своих планах на Гренландию, Европа попыталась отвечать конструктивом. Туда отправили дополнительные подразделения из Дании во главе с головнокомандующим армии Петером Бойсеном, а также войска из нескольких стран Европы. Кроме того, Дания и Гренландия предложили НАТО создать отдельную миссию в Арктике.
Логика такого шага была проста: показать, что европейцы способны сами "защитить" остров от России и Китая. Поэтому Штатам Гренландия и не нужна.
Однако после заявления Трампа о торговых тарифах позиция Европы изменилась. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже провела переговоры с лидерами стран Европы и руководством НАТО. Также 22 января состоится заседание Европейского совета в составе лидеров всех стран ЕС.
По данным Politico, одним из главных вариантов ответа на действия Трампа является пакет контртарифов на сумму 93 миллиарда евро. Он может начать действовать уже 6 февраля, если американские тарифы вступят в силу.
Военное присутствие в Гренландии (инфографика: РБК-Украина)
Другой вариант – "Инструмент борьбы с принуждением" (ACI). Он может ограничить доступ США к государственным тендерам, инвестициям или банковской деятельности. Также речь идет об ограничении на торговлю цифровыми услугами, в которой США имеют профицит с Евросоюзом.
Как сообщает Reuters, введение европейских тарифов в качестве первой реакции получило широкую поддержку. Относительно мер борьбы с принуждением, картина пока является "очень неоднозначной" – многие предпочитают избежать эскалации и надеются на переговоры.
В целом ЕС уже имеет опыт противостояния тарифам Трампа. В прошлом году все закончилось компромиссным торговым соглашением: 15% пошлины на европейские товары в США в обмен на нулевые тарифы на ряд американских промышленных товаров. Но на этот раз ситуация другая, потому что речь идет об основополагающих для Европы вещах.
"Раньше европейцы прогибались и пытались – будь то ЕС или отдельные страны – каким-то образом договориться о меньших тарифах. А сейчас у них выбора нет: они защищают принципы, а это важнее, чем потери в несколько миллиардов долларов", – сказал РБК-Украина дипломат, директор Центра оборонных стратегий Александр Хара.
В конце концов, в интересах Европы просто затягивать время, ведь оно играет против Трампа. В этом году в США состоятся промежуточные выборы в Конгресс. На этом фоне конгрессмены даже из его партии начали выражать несогласие с нынешними действиями президента.
На днях Гренландию и Данию посетила делегация американских законодателей. Лидер делегации, сенатор-демократ Крис Кунс, отметил, что их поездка имела целью выслушать местных жителей, донести их мнение до Вашингтона и "снизить температуру".
Важно, что делегация была двухпартийной. То есть в нее вошли как оппозиционные демократы, так и провластные республиканцы. Все это – "тревожные звоночки" для Трампа. Если сейчас Конгресс не готов идти против воли президента, то впоследствии это может несколько измениться.
"Чуть больше влияния у Конгресса будет, пожалуй, если в ноябре демократы возьмут на себя контроль Палаты представителей. Но это не гарантировано, и до ноября еще много времени. Поэтому, собственно, Трамп спешит сделать все сейчас", – сказал Дубовик.
Последствия для Украины
Для Украины этот спор имеет не только символическое, но и вполне практическое значение.
Новое обострение вокруг Гренландии уже вытеснило на второй план переговоры между Украиной и США.
Речь идет, прежде всего, о встрече президентов Зеленского и Трампа в Давосе. На ней украинская сторона хотела бы финализировать документ об "экономическом процветании" и послевоенном восстановлении. Но уверенности относительно этого по состоянию на сейчас нет.
Самолет ВВС США на военной базе Питуффик в Гренландии (фото: Getty Images)
Последствия кризиса между США и Европой могут быть для Украины и материальными. Сейчас Украина получает оружие по программе PURL, которая предусматривает покупку вооружений у Штатов за средства Европы. В зоне особого риска – боеприпасы для комплексов ПВО.
"Если европейцы сейчас говорят, что мы у США ничего покупать не будем, а Украине мы не можем дать то, что она хочет, потому что мы это не производим –то Украина может не получить американское оружие", – отметил Иван Ус.
Впрочем, по словам Александра Хары, это в большей степени касается будущих контрактов на покупку оружия.
"Я не думаю, что Трамп прибегнет к блокированию продаж оружия Украине за европейские деньги. Теоретически он может сделать это в отношении будущих контрактов, потому что если он будет тормозить или пытаться отменить нынешние – то, конечно, там будут применены правовые процедуры", –подчеркнул эксперт.
В более долгосрочной перспективе Трамп также подрывает всю систему международной торговли, ведь своими хаотичными действиями он делает невозможным планирование.
"Представьте себя на месте любого бизнесмена, которому надо делать расчеты, и если это связано с внешней торговлей, первый вопрос – какие будут таможенные тарифы. А ему говорят: трудно посчитать, потому что сейчас это так, но послезавтра это может быть по-другому", – пояснил Иван Ус.
И главное – в таких условиях США не могут быть гарантом безопасности – ни для Европы в рамках НАТО, ни тем более для Украины.
История с Гренландией показывает, что для Трампа внешняя политика остается продолжением бизнес-переговоров, где союзники являются не менее удобным объектом давления, чем оппоненты.
Если такая логика иногда и дает быстрый тактический эффект (хотя далеко не всегда), она также подтачивает сами правила игры, на которых держится Запад. И именно в этой эрозии правил для Украины кроется значительно большая опасность, чем в любых тарифах или громких заявлениях.
При написании материала использовались заявления американских и европейских политиков, публикации Reuters, The New York Times, Bloomberg, Politico, комментарии Ивана Уса, Владимира Дубовика и Александра Хары.