Школьная информатика переходит от таблиц и теории к программированию, искусственному интеллекту и цифровой безопасности, готовя детей к реальному цифровому миру и будущим профессиям.
Подробнее о новых подходах в обучении — в материале РБК-Украина.
Еще 10-15 лет назад дети в основном мечтали стать учителями, врачами или юристами. Сегодня среди ответов больше звучат блогер или айтишник.
Ранее школьная информатика сводилась к работе в Word, таблицам Excel и изучению строения компьютера. Теперь все иначе. Информационный поток не прекращается. Дети быстро овладевают гаджетами и сервисами. Часто кажется, что они ориентируются в них лучше взрослых.
Конечно, уметь пользоваться технологиями важно, но не менее важно — уметь пользоваться ими безопасно. К примеру, отличать факты от фейков или реальный контент от созданного искусственным интеллектом.
Современная информатика развивает базовые и углубленные цифровые навыки. Она готовит будущих создателей стартапов и специалистов по инновационным технологиям. Этот подход заложен в курсе "Обновленная информатика — IТ-студии", который является отдельным модулем Дія.Освіта.
Учащиеся по всей Украине уже могут изучать информатику онлайн в рамках этого проекта независимо от формата обучения и места жительства. Материалы доступны в IТ-студиях для всех желающих. Это готовые цифровые уроки, анимированные видео и интерактивные задания для детей от 1 до 11 класса.
Обновленная информатика удобна всем участникам образовательного процесса. Школьники создают простые программы, онлайн-продукты и анализируют информацию. Учителя получают готовые материалы, инструменты планирования занятий и систему оценки. Родители могут просматривать результаты ребенка в личном кабинете или планировать интересные внешкольные занятия для всей семьи.
Программа охватывает:
Пилотный запуск курса "Обновленная информатика — IТ-студии" состоялся в 2022 году. К нему присоединились 50 школ в городах и селах, более 3 тысяч учеников и 70 учителей информатики.
После тестирования 95% педагогов заявили, что готовы рекомендовать IТ-студии коллегам. По их оценкам новые материалы могут заменять от 70% до 100% учебников.
Учителя отмечают, что материалы легко адаптированы к разным форматам обучения. Курс учитывает психологические особенности детей и разные темпы обучения.
Как рассказывает Елизавета Быстрова, учительница информатики Криворожской гимназии №91, в IT-студиях нет больших теоретических блоков, когда учащиеся пассивно слушают. Они сразу работают с реальными кейсами.
"Например, на уроке об алгоритмах соцсетей ученики исследуют, почему в TikTok каждый видит разные видео. Они узнают, как работают рекомендации. И тогда сами управляют лентой, а не листают все подряд", — объясняет педагог.
По ее словам, роль учителя меняется. Теперь он помогает учащимся самостоятельно искать ответы. Адаптация требует времени, но методические материалы шаг за шагом ведут педагога в новом формате работы.
Дети быстро включаются в обновленную информатику. Они чаще проявляют инициативу и работают с задачами творчески.
Родители иногда удивляются, почему ребенок не получает наивысшего балла. Хотя он много времени проводит онлайн и без проблем чинит Facebook или Viber на телефоне взрослых. Однако это показывает, что важны не навыки быстрого использования, а умение мыслить, анализировать и безопасно действовать в цифровом мире.
Андрей Звягинцев из лицея №267 Дарницкого района Киева отмечает, что их школа работает с IТ-студиями уже третий год. Программирование теперь изучают через игру, творчество и логические эксперименты.
Педагог ввел для школьников дополнительный формат. Учащиеся с более глубокими знаниями делятся опытом с одноклассниками.
"Один ученик снял видео о работе домашнего 3D-принтера. Другой создал собственную игру и провел мини мастер-класс. После школы многие выпускники выбирают IТ-сферу. Благодаря IT-студиям, подростки видят, что у этой отрасли много направлений и возможностей", — делится Андрей Звягинцев.
Технологии меняют мир быстро. В 2025 году журнал Time назвал главным человеком года искусственный интеллект. Эти процессы будут только усиливаться. Растет и потребность в людях с цифровыми навыками.
IT-студии учат детей мыслить, проверять информацию и работать в современной среде. Эти готовые уроки дают инструменты, которые пригодятся школьникам в реальной и цифровой жизни.
Обновленная информатика реализуется по инициативе Минцифры и МОН в рамках проекта EU4DigitalUA, финансируемого Европейским Союзом. Уроки обновлены при поддержке Фонда интернационализации государственных администраций (FIAP) в рамках проекта EU4DigitalUA.