Кроме завершения российско-украинской войны, у президента США есть целый ряд других проблем, главная из которых – сохранение контроля над Конгрессом в следующем году. Почему это важно для Дональда Трампа и как подготовка к выборам влияет на его позицию по мирным переговорам – читайте в материале журналиста РБК-Украина Романа Кота.
Главное:
У наблюдателей из Украины может сложиться впечатление, что Трамп чуть ли не круглосуточно занимается только завершением российско-украинской войны. Особенно это заметно во второй половине дня по Киеву, когда в США только начинается рабочий день, а в новостные ленты сыплется очередная порция цитат Трампа на тему России-Украины-переговоров-санкций.
Отчасти это связано с интересом американских медиа, которые постоянно спрашивают Трампа и его команду: что же там с окончанием войны? И на регулярных брифингах Трампа, запланированных и спонтанных, украинская тематика в вопросах журналистов звучит чаще даже горячих и более "близких" тем.
Но если хотя бы несколько дней системно почитать сообщения хозяина Белого дома в Truth Social, картина меняется. В повестке дня президента США – целый ряд различных проблем, начиная от других конфликтов в мире, отношений с партнерами и союзниками, и заканчивая множеством внутренних вопросов.
Среди них архиважная проблема – сохранение власти, хотя Трамп и вернулся в Белый дом только в январе этого года. В ноябре 2026-го в США состоятся промежуточные выборы в Конгресс. Нижняя палата – Палата представителей – будет переизбрана полностью, а верхняя – Сенат – на треть. Это означает, что республиканцы Трампа могут потерять и так незначительное большинство, по крайней мере, в Палате представителей. В Сенате ситуация для них несколько лучше.
Но даже потеря одной из палат в перспективе будет означать, что Конгресс сможет блокировать большинство инициатив Трампа, а также вредить ему политически – инициируя импичменты или расследуя деятельность членов его команды. Поэтому президенту США любой ценой нужно снова обеспечить республиканское большинство.
В США существует мажоритарная система выборов в Конгресс – страна разделена на сотни округов, в каждом из которых соревнуется отдельный кандидат. Конечно, во многих из них важной будет личность кандидатов в конгрессмены, их харизма и умение договариваться с местными элитами. Но не меньший эффект имеет и политическая "тень Трампа", которую он бросает на членов своей партии.
По опросу Квиннипекского университета, обнародованному в конце августа, 37% зарегистрированных избирателей заявили, что одобряют работу президента, по сравнению с 55%, которые ее не одобряют. Опрос Reuters/Ipsos, проведенный 22-24 августа, дает более высокие рейтинги – 40% одобряют, 54% не одобряют работу Трампа.
Одни шаги президента США повысили его рейтинг, другие – наоборот, сказал РБК-Украина исполнительный директор американской некоммерческой организации Renew Democracy Initiative Уриэль Эпштейн.
"Тарифы имели наиболее решающее негативное влияние. Затем был "Один большой прекрасный законопроект" Трампа, который был чрезвычайно дорогим, сократив налоги для богатых, вместе с массовым сокращением помощи бедным, и еще больше навредил имиджу президента", – отметил Эпштейн.
Что касается миграции, то здесь ситуация сложная. В начале второго срока Трампа большинство общественности было на его стороне, поддерживая строгие меры против иммиграции, отметил Эпштейн. Однако перегибы со стороны правоохранителей скорее имели негативный эффект для Трампа.
"Уродливый, бесчеловечный способ, которым это было разыграно, расширение ICE – американского агентства по контролю за иммиграцией – оказался непопулярным, и общественное одобрение изменилось. Однако это не решающий поворот, поскольку одобрение и неодобрение по этому вопросу достаточно близки", – сказал изданию Эпштейн.
По словам главы ОО "Институт Американистики" Владислава Фарапонова, рейтинги на уровне 40% – это все равно очень много для Трампа.
"Я думаю, что в случае второй администрации Трампа вообще мало что можно сравнивать с предшественниками. Последний раз президент возвращался на должность после проигрыша 125 лет назад. Но то, что отличается – так это то, что темп решений, особенно в начале работы в феврале-апреле 2025 года, был бешеный", – подчеркнул Фарапонов.
По его мнению, это выглядело в глазах американцев так: те, кто поддерживал Трампа еще готовы были закрывать глаза почти на все, а недруги или оппоненты и не надеялись на какие-то положительные для себя шаги. Поэтому тактика делать все и быстро принесла результат – она сохранила рейтинг Трампа.
В то же время существует объективная реальность и некоторые угрожающие тенденции, которые так или иначе приходится учитывать президенту США, и в соответствии с ними корректировать свои действия.
Одной из главных проблемных сфер для Трампа остается экономика. По опросу Gallup, проведенному в начале августа, 34% американцев назвали экономические проблемы (инфляция и безработица) своей главной проблемой. Только дальше шли плохое управление государством с 24% и иммиграция с 14%.
Начиная с апреля, Трамп ведет торговую войну против большинства стран мира. Практически сразу он ввел отсрочку на 90 дней, и за это время с частью торговых партнеров США удалось договориться – Евросоюз, Япония, Южная Корея и еще несколько стран пошли на уступки. Но с Китаем, Индией и другими важными партнерами торговый конфликт продолжается.
7 августа вступили в силу тарифы Трампа в отношении более 90 стран. Они касаются почти всех торговых партнеров США и составляют от 15 до 50%, в зависимости от страны. Сейчас сложно оценить их окончательное влияние на экономику США, но предварительное моделирование профессора экономики Оклендского университета Найвена Винчестера свидетельствует, что новые тарифы Трампа уменьшают годовой ВВП США на 0,36%, что составит 108,2 миллиарда долларов США или 861 долларов на одно домохозяйство в год. Это существенно для части американцев.
"Почему такие негативные ожидания – потому что США очень сильно интегрированы в мировую экономику, и по большому счету, в последние десятилетия много производств переносилось на аутсорс, то есть на другие рынки", – пояснил РБК-Украина главный консультант Центра внешнеполитических исследований Национального института стратегических исследований Иван Ус.
На практике это означает, что с введением торговых тарифов дорожает не только та продукция, которая полностью производилась в Китае, Индии или Мексике, но и непосредственно в США, через поставки составляющих того или иного товара, который может собираться непосредственно в Штатах.
"Подсчитали, что, например, для производства автомобиля определенные его детали пять раз пересекают границу США и Канады, потому что что-то производится в США, что-то дорабатывается в Канаде. И, соответственно, это влияет на удорожание продукта. Уже были оценки, что только с Канадой эти пошлины приводит к тому, что средняя стоимость автомобиля в США увеличится на 3 тысячи долларов", – сказал изданию эксперт.
Пока что мнения американцев о состоянии экономики расходятся, но опасные тренды очевидны. Согласно опросу Wall Street Journal/NORC, лишь четверть взрослых американцев считают, что имеют хорошие шансы улучшить свой уровень жизни. 45% опрошенных ожидают ухудшения экономической ситуации в течение следующего года. Но 44% респондентов указали, что состояние экономики отличное или хорошее, что на 6% больше, чем год назад. В то же время 56% считают экономическую ситуацию плохой или не очень хорошей.
По словам Ивана Уса, до выборов Трамп радикально может повлиять разве что на стоимость бензина в США – из-за интервенции в Венесуэлу и смены режима Мадуро на более проамериканский.
"Тогда в Венесуэлу – страну с крупнейшими разведанными запасами нефти в мире – заходят массово американские нефтесервисные компании, начинают добывать много нефти, она вся выливается на мировой рынок, цены падают, и вот вам, пожалуйста, цены на заправках в США уменьшились. А это в Штатах едва ли не самый главный индикатор", – отметил Ус.
К слову, американский флот уже находится у берегов страны, где пока "борется с наркотерроризмом".
Относительно сдерживания цен на товары широкого потребления, выходом может быть уменьшение тарифов. По крайней мере, с Мексикой и Канадой, которые вместе с США входят в зону свободной торговли USMCA.
Впрочем пока признаков, что ситуация с экономикой США кардинально изменится, нет. А это значит, что команде Трампа до выборов нужно проявлять креатив.
Стратегию Трампа и его команды относительно выборов можно условно разделить на две части. Первая касается создания благоприятных условий для своих кандидатов. Здесь часть из инициатив – вполне конструктивные.
К примеру, Трамп планирует издать исполнительный указ об обязательном удостоверении личности для голосования на выборах. До того, в ряде штатов это было делать не обязательно. Как следствие, республиканцы регулярно обвиняли демократов в фальсификациях.
Команда Дональда Трампа также планирует значительно ужесточить регулирование почтового голосования, которое часть республиканцев считают проблемным. Предлагается ограничить его использование только для военных, находящихся за рубежом, или для лиц с вескими причинами, которые делают невозможным личное голосование.
Этот подход применяли до 2020 года, когда почтовое голосование стало доступным для всех из-за пандемии, По мнению многих в окружении Трампа, это создало возможности для манипуляций.
Другие инициативы с очень большой натяжкой соответствуют духу демократии. Речь идет о джеримендеринге – изменении границ избирательных округов таким образом, чтобы на них победило больше представителей соответствующей партии. Это должно происходить каждые 10 лет, согласно переписи населения. Однако в ряде штатов местные республиканцы решили перекроить округа досрочно.
Все началось с Техаса. Это один из самых динамично растущих штатов со значительной долей латиноамериканского населения и городских избирателей. Местные законодатели в конце августа изменили округа так, чтобы ослабить влияние городских голосов, добавив к ним сельские территории. Это должно дать республиканцам как минимум пять новых мест в Палате представителей.
Демократы пытались сорвать джерримендеринг в Техасе из-за отсутствия кворума. В этом штате для проведения сессии в Палате представителей требуется присутствие двух третей членов – 100 из 150. Поэтому представители демократов просто выехали за пределы штата.
Но против них развернули мощную кампанию давления – вплоть до угроз арестом за отсутствие на сессии. В итоге, часть демократов вернулась и республиканцы смогли собрать кворум и протянуть изменение округов.
В ответ на это Калифорния, где власть принадлежит демократам, решила также перекроить округа, чтобы теперь уже искусственно добавить лишние места своим представителям. Однако здесь процесс может быть завершен не раньше ноября.
Это не единственные штаты, где запланирована нарезка округов. В республиканских Огайо, Миссури и Алабаме также планируются изменения. Со своей стороны, демократы заявляют о планах изменить округа в Нью-Йорке и Иллинойсе, однако пока до реальных дел не дошло. К тому же большинство уже принятых изменений сейчас оспариваются в судах.
По словам Владислава Фарапонова, такие вещи повторяются в США регулярно. Обе партии, когда находятся у власти, пытаются воспользоваться переделом округов на полную, чтобы обеспечить лучшие условия на следующих выборах.
"Это уникальный процесс, у которого фактически отсутствуют правила игры или они постоянно меняются. Сейчас достаточно высокая полярность взглядов, поэтому ни одна партия не имеет существенного преимущества, а значит и борьба за 4-5 мест, которые могут стать решающими, очень упорная", – сказал эксперт.
Вторая составляющая стратегии республиканцев – чисто медийная. Команда Трампа максимально раздувает его имидж как сильного лидера. В этом ключе следует рассматривать переименование министерства обороны в министерство войны, размещение флота у берегов Венесуэлы, командировки Национальной гвардии бороться с преступниками в Вашингтон и Лос-Анджелес, а также похожие планы по Чикаго и Балтимору.
Очевидно, это еще не все заготовки команды Трампа. К примеру, президент США предложил провести национальный съезд Республиканской партии перед выборами, чтобы подчеркнуть успехи партии и мобилизовать избирателей.
При этом важно, что демократы до сих пор не смогли противопоставить Трампу системную работу на уровне всей страны. Хотя кое-где у них есть сильные лидеры, готовые противостоять власти республиканцев.
"Пока еще рано говорить какая именно картина будет накануне промежуточных выборов 2026 года. Но сейчас выглядит так, что республиканцы имеют больше шансов на победу, это однозначно", – отметил Фарапонов.
Для Украины все это означает, что переговоры о завершении войны так или иначе будут вестись в контексте влияния на рейтинги Трампа здесь и сейчас – без особого расчета на более долгую перспективу.
"Для Трампа политика – это все, и последствия, к сожалению, даже не являются приоритетом. Лучшее, что могут сделать украинские лидеры, – это попытаться убедить президента, что их поддержка соответствует его личным политическим интересам, но лишь до определенного предела, учитывая его симпатию к Владимиру Путину", – сказал РБК-Украина Уриэль Эпштейн.
Очевидно, успешное завершение войны может добавить политических баллов Трампу. В то же время его встреча с Путиным на Аляске показала, что даже лояльные к президенту США американские медиа готовы беспощадно критиковать Трампа за неудачные шаги.
"Я думаю, что Трамп осознает, что пора показывать результат и в переговорах с Россией, это однозначно. Но промежуточные выборы – это еще больше о внутренней политике, чем о внешней", – отметил Фарапонов.
Очередной электоральный цикл в США в очередной раз усложняет работу для украинских дипломатов. В этих условиях главное понять реальные мотивы действий президента США, а также сохранить разумную дистанцию с обеими партиями в США, не поддаваясь соблазну "сделать ставку" на вероятного победителя – такой подход уже оборачивался проблемами в прошлом.
При написании материала использовались данные социологических опросов, комментарии Уриэля Эпштейна, Ивана Уса и Владислава Фарапонова, публикации Reuters, MSNBC, The New York Times, Politico, New York Post.