ua en ru

Трамп жалеет Путина? Почему США так и не ввели санкции против России

Трамп жалеет Путина? Почему США так и не ввели санкции против России Дональд Трамп и Владимир Путин (фото: Getty Images)
Автор: Милан Лелич

Бурная дипломатическая активность Трампа в августе так и не приблизила окончание российской агрессии против Украины. Более того, сейчас его усилия встали на паузу. Как так случилось и чего ожидать дальше – читайте в колонке журналиста РБК-Украина Милана Лелича.

"Дональд Трамп заявил о готовности перейти ко второму этапу санкций против России". Такие заголовки вечером воскресенья разлетелись по украинским и мировым медиа.

Оказывается, речь идет уже о "втором этапе" антироссийских санкций от нынешней администрации Белого дома. "Первым этапом", очевидно, стоит считать введение недавнее введение пошлин против Индии, которое на течение войны повлияло приблизительно никак.

Но главная проблема не в этом. "Трамп заявил о готовности" – это явное преувеличение. На самом деле, американский президент лишь вскользь ответил на соответствующий вопрос журналиста, словами "Ага, готов".

Те, кто наблюдают за Трампом долгое время, хорошо знают: когда он действительно дозрел до какого-то серьезного решения, об этом все узнают не из невзначай брошенных пары слов возле президентского самолета в ответ на вопрос журналиста. Напротив, Трамп об этом скажет сам, а потом еще минимум несколько дней будет повторять, по поводу и без.

Потому пока стоит попридержать слишком оптимистичные ожидания от резких мер Трампа. Потому что пока американский президент прибегает к своей любимой переговорной тактике – выжиданию.

Трамп наблюдает

Всю прошлую неделю от Трампа звучали привычные заявления о том, что он "внимательно наблюдает за ситуацией" и "узнал интересные вещи (о войне)", а все остальные узнают о них "в ближайшие несколько дней" и так далее.

Здесь стоит отдать должное американским журналистам: несмотря на обилие горячих "домашних" тем, в общении с Трампом они неизменно держат тему российской агрессии против Украины среди приоритетных.

Но и они не могут изменить главного: Трамп в очередной раз умудряется не сделать единственно возможный вывод из очевидной ситуации. Россия открыто плюет на его дипломатические усилия и усиливает обстрелы Украины. Но вместо того, что прийти к выводу, что это Путин не хочет мира, Трамп пока предпочитает "наблюдать за ситуацией".

Трамп жалеет Путина? Почему США так и не ввели санкции против РоссииАмериканская и российская делегации на Аляске (фото: Getty Images)

При этом возможности на эту самую ситуацию повлиять у Трампа, конечно, есть. Самый очевидный – вторичные санкции, направленные против Китая как самого главного глобального союзника страны-агрессора. Но этим инструментарий не ограничивается.

Лидер страны номер один наверняка может найти такие аргументы для Путина, которые заставят того хорошенько задуматься о том, стоит ли дальше продолжать войну (и эти аргументы вовсе не обязательно делать публичными).

Но Трамп то ли опасается обратного эффекта антикитайских санкций для американской экономики, то ли не хочет портить "отличные" (по словам самого Трампа) отношения с Путиным. И в итоге продолжает "наблюдать".

В последние несколько дней минимальные подвижки в правильном направлении все же, кажется, наблюдаются. Министр финансов США Скотт Бессент заявил о готовности усилить давление на российскую экономику. А делегация европейцев отправилась в Вашингтон, чтобы обсудить будущие совместные европейско-американские санкции против РФ. Довольно скромные, которые российскую экономику точно не обвалят – но могут стать хорошим знаком возрождающегося трансатлантического единства.

Хотя в Вашингтоне это единство по-прежнему видят своеобразно – и главным образом, призывают Европу к каким-то действиям против России (хотя к потолку цен на российскую нефть, введенному Евросоюзом, сами США не присоединились).

На начало текущей недели Трамп сделал очередные анонсы: визиты в Вашингтон европейских лидеров, очередной разговор с Путиным. Но на календаре (которым пользуются обычные люди, не Трамп) уже среда, а до сих пор ничего не случилось. Но даже если лидеры скоро приедут, а звонок состоится – какое-то изменение статуса кво отнюдь не обязательно.

Россия атакует

В августе, когда Трамп сделал очередной подход к дипломатической штанге, россияне некоторое время имитировали игру по его правилам. Удары по Киеву прекратились, из Москвы звучали хоть и крайне туманные, но все-таки намеки на возможность каких-то переговоров – конечно, когда-то, где-то, с кем-то и обязательно на их условиях.

Но когда стало ясно, что потуги Трампа опять никакого результата не принесут, а бояться наказания не стоит – агрессоры перестали себя сдерживать.

На уровне риторики опять начались разговоры о "демилитаризации-денацификации", "новых регионах", "нелегитимном Зеленском" и т.д. Местом возможных переговоров была названа Москва – априори неприемлемый вариант (что должен понимать даже Трамп).

В военной сфере снова жесточайшим обстрелам подвергся Киев и другие тыловые города, удар по Кабмину без иронии даже можно назвать "эскалацией". Возобновились – накануне осенне-зимнего сезона – и системные удары по энергетике. Массовое вторжение российских "шахедов" в Польшу – очевидная проверка реакции НАТО и тоже эскалация без кавычек.

Словом, как заявил Путин, если РФ не сможет добиться своих целей по-другому, то будет добиваться "военными средствами".

После недавнего визита в Китай российский диктатор и вовсе выглядит осмелевшим. Очевидно, там, за закрытыми дверями, он получил определенные заверения в дальнейшей поддержке – и рассчитывает, что пока может спокойно воевать дальше.

Трамп жалеет Путина? Почему США так и не ввели санкции против РоссииВладимир Путин и Си Цзиньпин в Китае (фото: Getty Images)

Как рассказал Владимир Зеленский, Путин уверял американцев, что за ближайшие 3-4 месяца, то есть к новому году, ему под силу полностью оккупировать Донбасс. Не исключено, что он действительно может в это верить – улучшить "позиции на земле", а затем по ситуации: продолжить наступление дальше, либо выкатить (в идеальном случае – совместно с Трампом) новые, уже гораздо более жесткие условия для Украины. По крайней мере, такую логику агрессора описывал РБК-Украина один из собеседников в военно-политическом руководстве страны.

Украина ищет гарантии

Сама же Украина в нынешних условиях эфемерных переговоров и реальной войны пытается выжимать максимум возможного. Издевательские ультиматумы россиян отбрасываются, продолжается работа по получению нового вооружения, особенно систем ПВО, попытки достучаться до Трампа не прекращаются.

Пока определенный прогресс виден только в вопросе гарантий безопасности – как минимум, сам этот термин уже не вызывает такого страха у европейских союзников. Украина и Европа в последние несколько месяцев действуют, к счастью, единым фронтом.

Хотя решительности европейским союзникам по-прежнему не хватает. Несмотря на обещания помогать Украине с безопасностью и после войны, большинство "решительных" из одноименной "коалиции" находят массу причин, по которым они ну никак не смогут отправить свои войска в Украину. Не то что воевать или хотя бы находиться где-то в зоне конфликта – вообще никак.

Но сам по себе вопрос о гарантиях безопасности в формате неких контингентов довольно вторичен – ведь это предполагает мирное соглашение или хотя бы устойчивое перемирие. Но достижения этого самого мира/перемирия гарантии помогают лишь косвенно. Тем более, что по мнению агрессоров, никакие гарантии Украине не нужны в принципе, если Россия пообещает на нее больше не нападать. И поскольку гарантии никак не помогают решить ключевой вопрос – территориальный. А как уже писало РБК-Украина, именно тема территорий (а не какой-то статус для языка-церкви) – это главный камень преткновения.

Трамп жалеет Путина? Почему США так и не ввели санкции против РоссииВстреча Зеленского и европейских лидеров с Трампом (фото: Getty Images)

Текущее положение дел хорошо описал тот же самый американский министр финансов Бессент. "Сейчас мы находимся в соревновании между тем, как долго сможет продержаться украинская армия, и тем, как долго сможет продержаться российская экономика", – сказал он на днях.

Начальник Бессента вполне может повлиять на оба эти компонента – но никак не решается. Но даже санкции или крупные поставки оружия вряд ли будут иметь немедленный эффект. Потому – если Трамп в очередной раз не перевернет стол – в самой обозримой перспективе переговоры так и останутся эфемерными, а война – реальностью.