Сны всегда имели ореол загадочности. Для одних народов они были посланием богов, для других - пророчеством о будущем или даже искушением дьявола. В XX веке Фрейд назвал сны "королевской дорогой к бессознательному", а сегодня ученые объясняют их через работу мозга в фазе сна. И все же несмотря на тысячелетия поисков ответов, сновидения до сих пор остаются одной из величайших тайн человека.
РБК-Украина рассказывает, как менялось отношение к сновидениям - от глиняных табличек шумеров до теорий Фрейда, Юнга и современных исследований нейробиологов.
Шумеры и аккадцы (III тыс. до н.э.) первыми записывали сны на табличках. Они верили, что сновидения - это прямые послания богов, а жрецы в храмах были главными толкователями сновидений.
В Древнем Египте создавали первые сонники на папирусах и спали в "святилищах сна", чтобы получить божественное откровение.
Месопотамия делила сны на добрые и злые в зависимости от направления, с которого они "приходили". Они разделяли сновидения на правдивые ("божественные") и ложные ("от демонов"). Если сон приходил "справа" - он считался добрым, если "слева" - злым.
В Греции Гиппократ и Аристотель пытались объяснить сны физиологически, но в то же время в храмах Асклепия люди спали, чтобы во сне получить совет.
Сны считались божьим откровением, но первые философы говорили, что это последствия физического состояния человека - от еды или здоровья.
В Риме философ Цицерон считал сны отражением мыслей, тогда как простые люди верили в их пророчество.
Христианская традиция трактовала сны как искушение дьявола, но в то же время библейские сюжеты подтверждали возможность Божьих откровений. В средневековых сонниках переплетались языческие представления, библейские истории и астрология.
Философы эпохи Просвещения видели в снах игру воображения и отражение ежедневного опыта. Декарт считал их хаотичными образами без более глубокого содержания.
Зигмунд Фрейд в книге "Толкование сновидений" (1900 г.) назвал сны "королевской дорогой к бессознательному". Он считал, что они открывают скрытые желания.
Карл Юнг развил собственную концепцию - сны отражают не только личные переживания, но и архетипы коллективного бессознательного. Его архетипы - Мать, Герой, Тень и они проявлялись в сновидениях в разных культурах.
Нейробиология объясняет сны как результат работы мозга во время REM-фазы. Именно в это время происходит процесс упорядочивания информации.
Психология видит в сновидениях отражение эмоций и тревог, а еще - подсознательных процессов.
Поп-культура сохранила популярность сонников, хотя ученые считают их скорее символическими, чем реальными инструментами.
Трактовка снов прошла долгий путь - от божественных знаков до объекта научных экспериментов. Но одно осталось неизменным - люди до сих пор хотят разгадать, что на самом деле скрывается за ночными образами.
Вас может это заинтересовать:
При написании материала были использованы следующие источники: Oppenheim, учение Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, American Psychological Association (APA), работа Hollis Susan о снах в античном Египте.