Россия вряд ли сможет захватить Донецкую область до 2027-2028 годов: интервью аналитиков ISW
Силы обороны способны удерживать Донецкую область как минимум до 2027 года при сохранении поддержки партнеров (фото: GettyImages)
Аналитики ISW - Джессика Собески и Дженни Олмстед - рассказали РБК-Украина, чего ждать на фронте до конца года, какие планы России и риски для Украины в 2026-м и готова ли Москва к завершению войны.
В Москве системно транслируют тезис, что вот-вот прорвут украинскую оборону и захватят весь Донбасс - то ли как элемент сознательного блефа, то ли из-за искаженного представления о реальном положении дел на фронте. На этом фоне, параллельно с переговорами, россияне все активнее раздувают собственные "достижения" на поле боя.
На что действительно способны российские войска к концу этого года, что могут планировать на 2026-й и демонстрирует ли Кремль готовность к миру и переговорам - объясняют исследователи по вопросам России Института изучения войны (ISW) Джессика Собески и Дженни Олмстед.
- По вашему мнению, что российская армия реально может достичь до конца этого года?
- Россия, вероятно, сможет завершить свою 22-месячную кампанию по захвату Покровска и закрытию Мирноградского "котла" до конца года. Также Россия, скорее всего, использует оставшиеся недели 2025 года для создания условий, которые позволят, опираясь на нынешние продвижения в Донецкой и Запорожской областях, подготовиться к позиционным боям за Константиновку и Гуляйполе в 2026 году.
Российские войска активизировали усилия не только по захвату Покровска, но и по закрытию Покровско-Мирноградского "котла" в середине октября - начале ноября 2025 года. В этот период Россия потратила огромное количество живой силы и ресурсов на попытки закрыть этот "котел", чего ей до сих пор не удалось. Значительные человеческие и материальные ресурсы и время были сосредоточены именно на этом участке, что не позволяет России перебрасывать силы для поддержки наступления на других направлениях, в частности в районах Гуляйполя и Константиновки.
Окончательный захват Покровска, возможно - до конца 2025 года, мог бы стать операционно значимым достижением, если бы российские войска еще до июля 2025 года не лишили Украину возможности использовать Покровск как важный логистический хаб. Поэтому финальный захват города станет тактической пирровой победой.
Российские войска также, вероятно, будут создавать условия для дальнейших операций в Константиновке - одном из укрепленных пунктов так называемого "фортификационного пояса" Украины. Этот пояс является основной оборонительной линией, состоящей из четырех крупных городов и нескольких городков и поселков, которые тянутся с севера на юг вдоль трассы Н-20 Константиновка-Славянск. Россия безуспешно пытается захватить этот пояс с 2014 года.
Карта ISW
В конце сентября 2025 года российские войска начали проникновение в Константиновку - самый южный город "фортификационного пояса". Они применяют новую наступательную тактику, пытаясь обходить украинские опорные пункты и проводить инфильтрационные операции, постепенно накапливая личный состав за линиями украинской обороны и переходя к штурмам. Эту тактику все чаще используют вместо традиционных лобовых атак, которые российские войска неоднократно проваливали, в частности во время первых попыток захвата Покровска в марте 2024 года.
Хотя россиянам удалось достичь незначительных продвижений и ограниченного проникновения в восточные районы Константиновки, попытка захватить один из самых укрепленных городов "пояса" потребует значительных ресурсов. Российские войска вряд ли смогут захватить всю Донецкую область и "фортификационный пояс" раньше чем в 2027-2028 годах, при условии продолжения международной поддержки Украины.
Россия также, вероятно, будет создавать условия для боев непосредственно в Гуляйполе. В середине октября 2025 года российские войска начали наступление на юго-запад от Великомихайловки, а также на север и северо-восток от Гуляйполя, продолжая развивать эти успехи в течение осенней кампании 2025 года. Захват города до конца года маловероятен, однако Россия может создать условия для окружения населенного пункта и начала боев в нем в 2026 году - по аналогии с Константиновкой.
- Какие риски возникают перед Украиной на фронте после (в случае) потери Покровска?
- Потеря Покровска не приведет к немедленному обвалу украинской обороны в Донецкой области. Российские войска вряд ли смогут осуществить оперативный прорыв сразу после падения города из-за позиционного характера войны, а также благодаря наличию у Украины мощных полевых укреплений и сложного рельефа, затрудняющего продвижение на запад от Покровска.
В то же время падение Покровска высвободит значительные российские боевые ресурсы. После этого Россия сможет перебросить подразделения как минимум двух общевойсковых армий, которые сейчас воюют в этом районе, на другие участки фронта. Речь идет о 51-й ОВА (бывший 1-й армейский корпус ДНР, Южный военный округ) и 2-й ОВА (Центральный военный округ).
Сейчас 2-я ОВА действует внутри Покровско-Мирноградского "котла", а 51-я ОВА распыляет усилия между попытками закрыть "котел" с севера и расширением наступления на север и северо-запад от Покровска в направлении Доброполья. Бои за Покровск сковали значительные российские силы, а попытки 51-й ЗВА захватить город ограничили ее возможности продвигаться к Доброполью.
После падения Покровска Россия сможет перебросить эти войска, в частности на направления Гуляйполя, восточной части Запорожской области и Днепропетровской области, где недавние российские успехи создают угрозу украинским оборонительным линиям, или же к "фортификационному поясу". В то же время российским силам понадобится время на восстановление после значительных потерь, понесенных в кампании за Покровск.
- Почему, по вашему мнению, российские войска смогли достичь таких значительных успехов в Запорожской и Днепропетровской областях (по сравнению с другими направлениями)?
- Российское военное командование сосредоточило к востоку и северо-востоку от Гуляйполя силы по меньшей мере трех общевойсковых армий и одной дивизии - на уровне концентрации, подобном направлению Покровск-Доброполье. Это свидетельствует о приоритетности Гуляйпольского направления для России.
Россия перебросила подразделения 35-й, 5-й, 36-й и 29-й ОВА (Восточный военный округ), а также 76-й десантно-штурмовой дивизии ВДВ с других участков фронта, в частности с Сумского направления и района Покровск-Доброполье, в течение нескольких месяцев до тактического прорыва вблизи Гуляйполя. В то же время другие направления - Сумская область, а возможно и запад Запорожского, Херсонского, Купянского и Лиманского участков - были отодвинуты на второй план.
Российские войска также воспользовались тем, что украинская оборона на отдельных участках в Запорожской и Днепропетровской областях была менее плотной, а также туманной погодой, которая усложнила работу украинских дронов во время начального тактического прорыва. Сельская местность к западу от Успеновки (к северо-востоку от Гуляйполя) также способствовала относительно быстрому продвижению россиян к реке Гайчур - примерно на 17 километров. После выхода к реке темпы наступления заметно замедлились.
Россия ведет наступление на Гуляйполе, это направление является одним из приоритетных для россиян (фото: GettyImages)
Теперь российские войска сталкиваются со сложной задачей форсирования реки Гайчур, что в случае успеха могло бы позволить изолировать украинские группировки в районах Гуляйполя и Орехова.
Украинские силы пока успешно сдерживают дальнейшее продвижение россиян на северо-восток от Александровки - ключевого населенного пункта у слияния рек Гайчур и Волчья. Дальнейшие успехи Украины на этом участке могут сорвать попытки России форсировать Гайчур и окружить Гуляйполе с севера и северо-запада.
- Что мешает Силам обороны Украины остановить нынешнее российское наступление?
- Россия разработала новую наступательную модель, направленную на получение территориальных успехов в два этапа. Первый этап - это лишение Украины логистики путем поражения наземных путей сообщения на оперативной глубине. Российские кампании по оперативному перехвату коммуникаций с помощью дронов усложнили работу украинской обороны, ограничив снабжение в ближнем и среднем тылу. Российские дроны затрудняют работу украинских линий снабжения, что частично соответствует задачам воздушного блокирования на поле боя и негативно сказывается на оборонительных действиях Украины, которые зависят от стабильного снабжения техники, ресурсов и личного состава.
Второй этап - штурм украинских позиций после длительной подготовки поля боя и истощения украинской логистики в течение месяцев. Украина пока не выработала эффективных средств противодействия такой оперативной воздушной блокаде дронами и нуждается в расширении возможностей по обнаружению и перехвату БпЛА для защиты логистики. Украинские войска также сталкиваются со все более острой нехваткой личного состава и техники, что позволяет россиянам использовать пробелы в обороне. Дефицит артиллерии и других традиционных систем ограничивает возможности ВСУ действовать в неблагоприятных погодных условиях, когда дроны менее эффективны.
В то же время Украина начала частично воспроизводить российские подходы к воздушному блокированию поля боя в ближнем тылу РФ, в частности на Покровском направлении. Расширение этих возможностей может существенно ограничить способность России наступать, лишая ее возможности накапливать и обеспечивать войска в тылу. Украина имеет системы для поражения таких целей и увеличивает количество таких ударов, но нуждается в поддержке для масштабирования производства средств средней дальности.
- На каких участках фронта, по вашему мнению, Россия сосредоточит усилия в 2026 году?
- В 2026 году Россия, вероятно, сосредоточится на захвате "фортификационного пояса" Украины и может попытаться его окружить. Последние инфильтрации и незначительные продвижения в районах Лимана и Северска демонстрируют, что российские войска пытаются создать условия для наступления на Славянск - самый северный город этого пояса - а также, возможно, на Краматорск.
Параллельно Россия может пытаться атаковать южную часть "фортификационного пояса" - Константиновку. Способность РФ сконцентрироваться на этом направлении будет зависеть от успехов на отдельных тактических участках, таких как форсирование Северского Донца или продвижение на запад от Северска.
Российские войска и в дальнейшем, вероятно, будут атаковать на нескольких направлениях, чтобы сохранять стратегическую инициативу и давить вдоль всего фронта. Темпы наступления будут оставаться медленными из-за сложности одновременных многовекторных операций. Часть сил с Покровского направления могут перебросить, однако им понадобится время на восстановление после длительной и изнурительной кампании.
Россия также будет искать возможности для дальнейшего продвижения в направлении Гуляйполя с целью приблизиться на расстояние в радиусе досягаемости ствольной артиллерии до Запорожья. Российские войска, вероятно, будут продолжать попытки захватить населенные пункты вдоль трассы Т-0401 Гуляйполе-Покровское к северо-западу от Гуляйполя и в конце концов продвинуться к Покровскому. В то же время открытые данные свидетельствуют, что масштабные наступательные операции в Херсонской, Сумской и Харьковской областях в начале 2026 года маловероятны - если не произойдет новых перебросок сил. Однако новые переброски российских подразделений в направлении Сумской, Харьковской или Херсонской областей могут опровергнуть этот прогноз.
- Как долго, по вашему мнению, украинская армия сможет удерживать оборону оставшихся примерно 22% неоккупированной части Донецкой области?
- Хотя с августа 2025 года темпы российского наступления выросли в среднем 9,3 км² в сутки (с 15 августа по 20 ноября), они все еще остаются медленными. При условии сохранения этого темпа, устойчивости украинской обороны и стабильной западной поддержки Россия могла бы захватить остальные 22% подконтрольной Украине территории Донецкой области до августа 2027 года.
Реальные сроки, вероятно, будут больше, поскольку осенний темп 2025 года частично обусловлен сезонными погодными условиями. Доминирование дронов на поле боя также не позволяет России вести маневренную войну, необходимую для быстрых оперативных прорывов. Российские войска еще не сталкивались с масштабными, плотно укрепленными городами вроде Славянска и Краматорска и не демонстрировали способности быстро их окружать или захватывать с 2022 года.
Битва за "фортификационный пояс" Донбасса может стать ключевой в 2026 году (фото: РБК-Украина, Виталий Носач)
Кампания по захвату остальной части Донецкой области, включая украинский "фортификационный пояс", станет для России чрезвычайно сложной и дорогостоящей ввиду того, что российские войска также понесли непропорционально высокие потери во время многомесячных попыток захватить Покровск и в дальнейшем сталкиваются со значительными трудностями в этом аспекте.
- Какие ключевые риски вы видите для украинской армии и обороны в целом в 2026 году?
- Одной из главных причин российских успехов на поле боя является адаптация российской армии и развитие концепции поражения украинской логистики дронами на оперативном уровне, что усиливает эффективность пехотных штурмов. Украине необходимо нейтрализовать эти кампании и воспроизводить подобные эффекты против российской логистики на оперативной глубине.
Для этого нужна разработка средств поражения с достаточной полезной нагрузкой и дальностью 30-120 км, а также грамотного планирования операций для уничтожения логистических узлов противника. Непрерывная западная поддержка остается ключевым фактором этой войны и критически важной для обороны, инноваций и суверенитета Украины. Европейская военная помощь и закупки американского вооружения за европейские средства могут укрепить украинскую оборону и даже частично откатить российские достижения, при условии своевременности и достаточных объемов.
- Видите ли вы сейчас готовность России к мирному урегулированию или завершению войны? Какова ваша общая оценка перспектив ее завершения?
- Россия последовательно сигнализирует, что не согласится на мирное соглашение, которое не предусматривает полной капитуляции Украины или реализации максималистских территориальных требований Москвы. Владимир Путин и другие представители Кремля неоднократно подтверждали стремление восстановить политический контроль над всей Украиной.
Кремль регулярно называет украинские города, в частности Одессу, "российскими", а также ссылается на так называемые "первопричины" войны - расплывчатый термин, фактически означающий требования по уничтожению украинского суверенитета и НАТО. Это делает любое мирное соглашение возможным только при условии де-факто подчинения Украины России.
Сформулированная Путиным "теория победы" основывается на предположении, что российские войска смогут бесконечно продолжать постепенное, ползучее продвижение, одновременно не допуская проведения Украиной успешных контрнаступательных операций и таким образом выиграть войну на истощение против украинских сил.
"Теория" Путина также предусматривает, что Запад в конце концов покинет Украину. В то же время путинские расчеты и в дальнейшем сталкиваются с многочисленными вызовами как на поле боя, так и вне его, что затрудняет способность России выиграть войну. Россия до сих пор стоит перед серьезными задачами - захватом "фортификационного пояса" Украины, форсированием Днепра и дальнейшим использованием достижений на поле боя на фоне экономических и внутриполитических проблем. Война, вероятно, будет продолжаться, поскольку жесткие и негибкие требования России несовместимы с выживанием Украины как государства.
Для завершения войны Москва должна пойти на уступки на условиях, приемлемых для Украины, США и Европы. Европейские государства прямо связали независимость и суверенитет Украины с европейской безопасностью. Пока украинцы готовы защищать свою страну, а Запад - поддерживать Украину, Россия не сможет достичь своих целей.