Введение европейских экологических норм без учета военного положения несет высокий риск деиндустриализации Украины.
Об этом заявил президент ИСС Ukraine Владимир Щелкунов, комментируя введение Механизма пограничной углеродной корректировки (CBAM) и новые экологические нормативы, пишет РБК-Украина.
По его словам, новые требования по сокращению выбросов являются частью климатической политики ЕС и глобального курса на декарбонизацию, однако для Украины их имплементация происходит в принципиально других условиях - полномасштабной войны. Часть предприятий работает с перебоями, часть подверглась разрушениям или релокации, логистика затруднена, а доступ к инвестициям ограничен.
"Без гибких переходных периодов и специальных режимов для воюющей страны экологические нормы могут стать не инструментом развития, а дополнительным фактором давления на промышленность", - подчеркнул Щелкунов.
Он подчеркнул, что в краткосрочной перспективе масштабная модернизация для большинства предприятий нереалистична - сейчас, по его словам, можно закладывать основу для будущей трансформации - проводить аудит выбросов, оценивать технологические разрывы с европейскими стандартами и готовить проекты для участия в международных программах восстановления. Но в условиях военного положения бизнес вынужден направлять ресурсы на сохранение производства, персонала, энергетической и физической безопасности.
Отдельно президент ИСС Ukraine обратил внимание на неравные условия для украинской и европейской промышленности. Европейские компании проходили "зеленую" трансформацию десятилетиями при активной государственной поддержке - через гранты, фонды и компенсационные механизмы. Украинская же промышленность таких инструментов пока не имеет, но одновременно выполняет критическую роль для экономики и обороноспособности.
"Если механизмы CBAM и другие экологические ограничения будут применяться без учета военного положения, это может привести к сокращению производства, потере экспортных рынков и рабочих мест", - подчеркнул он.
Ранее в Европейской Бизнес Ассоциации (EBA) также предостерегли, что предложенная правительством программа по декарбонизации промышленности может не только не обеспечить приток "зеленых" инвестиций, но и создать риски деиндустриализации, если в нем не будут определены реальные источники финансирования трансформации.
Сейчас только модернизация металлургии требует 12 млрд евро, а общая потребность в финансировании климатического плана - более 100 млрд евро: в условиях войны, энергокризисов и падения производства такие инвестиции невозможны без поддержки международных партнеров.
Напомним, по данным ФРУ, в случае введения СВАМ для Украины, уже к 2034 гг. падение ВВП составит 8,7 млрд долларов до 2026 г., а в 2034 - уже 11,3 млрд долларов.
Также Украину ждет уменьшение налоговых поступлений и социальных взносов в бюджеты и фонды всех уровней вследствие сокращения деловой активности - оно может составить 2,8 млрд долларов в 2026 году, и достичь 3,6 млрд долларов в 2034 году.
Как сообщалось ранее, директор GMK Center Станислав Зинченко подчеркивал, что Украина может получить отсрочку действия механизма трансграничной углеродной корректировки (CBAM), однако лишь при условии активной и быстрой работы правительства.
К тому же руководитель проекта "Климатическая платформа ФРУ" Ольга Кулик предупреждала, что CBAM несет для украинской экономики значительно более серьезные риски, чем может показаться на первый взгляд.