В украинских школах внедряют раннюю профориентацию. Теперь знакомиться с профессиями дети будут начинать с 5 класса.
Об этом в комментарии РБК-Украина рассказала Ирина Шумик, генеральный директор директората профессионального образования МОН.
В предыдущие годы о том, какую профессию выбрать, дети начинали задумываться ближе к старшим классам, а некоторые определялись и позже.
"Раньше о выборе профессии в украинских школах начинали говорить ближе к 9-му классу, ведь именно тогда дети решали продолжать учиться до 11 класса, или идти в профтех или профессиональный колледж. Но это слишком поздно, потому что создает на ребенка давление и не дает принять взвешенное решение", – говорит Ирина Шумик.
Это будет помогать детям понять себя, понять, как работает мир и экономика, и это также мощная инвестиция в развитие самих школьников.
"Ранний старт поможет детям лучше узнать себя, свои интересы и способности еще до начала старшей школы. В то же время благодаря этому ученики будут делать более осознанный выбор учебного профиля, с учетом своих индивидуальных особенностей", – добавляет она.
МОН предлагает модель профориентации, которая состоит из трех шагов:
Также, кроме ранней профориентации, с 2027 года старшеклассники смогут выбирать профили обучения и предметы в зависимости от своих интересов и будущей профессии, говорят РБК-Украина в Минобразования.
Специалисты говорят: ранняя профориентация – это не о том, чтобы ребенок выбрал профессию в 10-12 лет. Это о создании условий, где ребенок через игру и опыт может исследовать, кто он, что ему интересно, как он представляет себя в мире взрослых. Это повышает успеваемость в школе, шансы на высшее образование, доходы во взрослом возрасте.
Раннюю профориентацию советуют начинать еще в дошкольном возрасте, ведь исследования показывают: уже с 5 лет дети формируют представление о "доступных" для себя профессиях, часто ограничивая выбор из-за стереотипов или недостатка знаний. Знакомство с различными видами деятельности через игру и реальные примеры развивает воображение, речь, социальные навыки и помогает ребенку лучше узнать собственные интересы и способности.
Известные долговременные исследования (Perry Preschool Project, Abecedarian Project), доказали: участие в качественных программах раннего развития повышает успеваемость в школе, вероятность получения высшего образования, уровень доходов во взрослом возрасте и уменьшает риск асоциального поведения.
По подсчетам Нобелевского лауреата Джеймса Хекамена, каждый инвестированный в такие программы доллар возвращается обществу в виде 7-16 долларов экономических и социальных выгод.
Ранее в МОН рассказали РБК-Украина, возьмут ли ребенка в школу, если он не ходил в детсад. А также о том, чем детсады важны для раннего развития ребенка.
Срочные и важные сообщения о войне России против Украины читайте на канале РБК-Украина в Telegram.