Прошел ровно год, как Дональд Трамп во второй раз занял пост президента США. За это время последствия его правления ощутили на себе не только в Америке, но и во всем мире.
РБК-Украина рассказывает, чем за год больше всего запомнился самый скандальный за последние времена президент США.
Весь 2025 год прошел под знаком стремления Трампа стать главным мировым "миротворцем". Он ежедневно заявлял о намерении "остановить войну" между Россией и Украиной, а также критиковал предшественника Джо Байдена. "Если бы я был президентом США, эта война никогда бы не началась", - эту фразу Трамп за год повторил сотни, если не тысячи раз.
Президент США также постоянно хвастался своими дружескими отношениями с российским диктатором Владимиром Путиным. США активизировали дипломатические контакты с Москвой, для достижения "небольшой сделки". Апогеем стал официальный визит Владимира Путина на Аляску в августе 2025-го года, и красная дорожка, которую расстелили перед российским диктатором.
Украино-американские отношения за год пережили очень многое. Самая низкая точка - скандал в Овальном кабинете 28 февраля, во время визита Зеленского в Вашингтон. Тогда же США впервые за время большой войны приостановили свою поддержку Украины.
Впоследствии скандал удалось замять, отношения между Киевом и Вашингтоном потеплели. Но американская поддержка перешла в коммерческий формат, ведь Трамп обещал больше "не платить за войну в Украине".
Настойчивые усилия Трампа наконец свести Зеленского и Путина за столом переговоров и заключить мирное соглашение пока не принесли ощутимых результатов. Трамп продолжает рассказывать о своем "разочаровании" как Украиной, так и страной-агрессором.
Дедлайн в "24 часа", за которые Трамп перед выборами обещал завершить российско-украинскую войну, превратился сразу на недели, затем на месяцы, пока президент США в принципе отказался от любых конкретных сроков. Как признается теперь Трамп, он откровенно недооценил, насколько сложным для него окажется "украинский вопрос".
Президент Трамп неоднократно и резко критиковал традиционных американских союзников, однако некоторые страны удостоились особого внимания.
Весной 2024-го американский президент выступил с целым списком претензий в адрес Канады, которые касались вопросов торговли, миграции и безопасности.
Параллельно, Трамп и его сторонники активно спекулировали на идее присоединения Канады к США в качестве "51 штата". Кампания получила такую огласку, что вызвала официальную реакцию со стороны канадского правительства, отношения между США и их северным соседом стали очень прохладными. От прямых территориальных претензий Белый дом со временем отказался, но отношения уже были испорчены.
Впоследствии на повестке дня Трампа появилась Гренландия, которую Трамп тоже решил "присоединить". Трамп уверял, что остров нужен США для безопасности.
На несколько месяцев Трамп о Гренландии "забыл", но с нового 2026 года взялся за остров с тройным энтузиазмом. Трамп настаивает на американских претензиях, публично ставит под сомнение датский суверенитет над островом и угрожает тарифами европейским странам, в случае если они будут противиться политике США.
Агрессивные территориальные претензии, которые в течение года озвучивала американская администрация, подорвали доверие к США как гаранту мирового порядка. Американские союзники вынуждены дистанцироваться от непредсказуемого Трампа и искать альтернативных партнеров.
Уже в январе-феврале прошлого года администрация Трампа подтвердила неизменность стратегического партнерства с Израилем и сохранение военной помощи без дополнительных условий.
США продолжили поставки вооружений и боеприпасов, а также систем противоракетной обороны. Президент Трамп активно включился в процесс урегулирования конфликта в секторе Газа предложив свой собственный "план мира". План среди прочего, предусматривал создание Совета мира, который бы занимался урегулированием международных конфликтов, а возглавлять его должен был бы лично Трамп.
Сейчас американский президент активно рассылает приглашения, предлагая мировым лидерам присоединиться к Совету мира за "символический" взнос в 1 миллиард долларов.
Действующая администрация также усилила давление на Иран, введя новые экономические ограничения и поддерживая удары Израиля по иранской военной инфраструктуре. В июне США присоединились к скоординированным вместе с Израилем воздушным ударам по иранским ядерным объектам.
В частности, был атакован иранский ядерный объект Фордо - один из ключевых элементов иранской ядерной программы. Соединенные Штаты также неоднократно угрожали, что при необходимости способны уничтожить иранский правящий режим. во время последних протестов в Иране Трамп сначала публично обещал, что американская поддержка "уже в пути" - но впоследствии отказался от активных действий, по сути, оставив протестующих на произвол судьбы.
Латиноамериканская страна заняла заметное место в списке приоритетов политики Трампа. США не признавали Николаса Мадуро легитимным президентом Венесуэлы и обвиняли его в содействии международной наркоторговле.
Под предлогом борьбы с наркотрафиком, в августе 2025 года США начали силовые акции против латиноамериканских картелей, которые перевозили наркотики через Карибское море. После этого США начали масштабную военную операцию, фактически установив морскую блокаду Венесуэлы.
В течение нескольких месяцев американские войска задерживали лодки и нефтяные танкеры, которые выходили из портов Венесуэлы. В конце концов, под конец года напряжение вылилось в полномасштабные американские авиаудары. В самом начале 2026-го произошла кульминация - Мадуро был похищен амеркианским спецназом прямо из своей резиденции и доставлен в Соединенные Штаты, где его планируют судить.
Однако, несмотря на надежды венесуэльской оппозиции, операция США не свергла правящий венесуэльский режим и, очевидно, даже не имела такой цели. Зато администрация Трампа стремится обуздать старые политические элиты, которые были частью режима Мадуро. А главную цель своей активности Трамп даже не скрывает - это доступ к огромным запасам венесуэльской нефти.
Одна из ведущих идей новой администрации - возвращение экономической мощи США, за счет торгового протекционизма. 20 января 2025 года, сразу после инаугурации, Дональд Трамп во вступительной речи заявил о намерении "вернуть контроль над американской торговлей" и назвал тарифы ключевым инструментом экономической политики.
Уже в конце января Белый дом объявил о подготовке универсального импортного тарифа, который должен был применяться к большинству торговых партнеров США. Согласно планам, такая политика должна была возродить американскую промышленность и дополнительно принести сотни миллиардов долларов прибыли.
Одной из главных целей тарифной войны стал Китай. Трамп сначала ввел 34% тариф на китайский импорт. Это спровоцировало торговую войну и контрпошлины от Китая. В ответ Трамп повысил общую тарифную ставку до 104% - самую высокую среди всех торговых партнеров США.
Китай не сдавался и тоже ответил стремительным повышением пошлин на американские товары, доведя их до 100%. В мае, после серии консультаций и переговоров между США и Китаем, стороны договорились временно снизить тарифы. Американские пошлины были уменьшили до 30%, на 90-дневный период.
Однако уже осенью угроза нового витка тарифной войны возобновилась. Хотя правительство Трампа заявляло о сокращении торгового дефицита и "защите американского производства", фактически китайский экспорт в США упал где-то на 20 %. Впрочем, Китай компенсировал это ростом поставок в другие регионы мира, в частности Африки, Юго-Восточной Азии и ЕС. И, наконец, установил рекордный общий торговый профицит, в 1,2 триллиона долларов в 2025 году.
Бывшие ключевые торговые партнеры США, такие как ЕС или Канада, также ищут альтернативные рынки, опасаясь нестабильности американской торговой политики. Белый дом с гордостью называет Трампа "Мистером Тарифом", американский президент в каждой второй речи рассказывает, как за счет тарифов "сделал Америку богатой".
Тарифы, по представлениям Трампа, должны были принести американцам деньги "извне". А внутри страны деньги должны были быть сэкономлены за счет сокращения государственных программ и количества чиновников.
Для этого Трамп создал Департамент государственной эффективности (DOGE), который возглавил одиозный миллиардер Илон Маск. Среди самых громких мер "экономии" - сворачивание программ Госагентства по международному развитию (USAID), которое ранее поддерживало множество гуманитарных программ по всему миру.
Под сокращения в рамках работы DOGE попали тысячи госслужащих, в том числе сотрудники Госдепартамента и Министерства обороны (которое при действующей администрации было переименовано в Министерство войны). По словам некоторых чиновников, часто людей могли уволить просто потому, что сотрудники DOGE не понимали, какие функции выполняет конкретный служащий.
Хаотичные сокращения происходили без согласования с руководителями государственных органов и вызвали раздражение даже среди членов команды президента. В конце концов, позиции Илона Маска в Белом доме ослабли, а вместе с ними стала ослабевать поддержка президентом его департамента. К концу 2025-го года было заявлено, что DOGE "выполнил все поставленные задачи" и американское правительство больше в нем не нуждается.
Федеральные власти приняли ряд ограничений на въезд и процедуры предоставления убежища, а также расширили полномочия иммиграционных служб. Привычными стали рейды агентов миграционной правоохранительной службы (МСЭ) прямо посреди улиц американских городов. Правительство также начало широкую кампанию по депортации, жертвами которой в том числе стали мигранты, проживавшие в Соединенных Штатах легально.
Такая политика вызвала недовольство в ряде штатов, таких как Калифорния или Нью-Йорк. Федеральное правительство стали обвинять во вмешательстве во внутреннюю политику штатов. Администрация президента взамен угрожала уменьшить финансирование тех штатов, которые будут саботировать антимиграционные меры.
Самый свежий скандал, связанный с деятельностью ICE, разразился в Миннеаполисе, где правоохранитель без видимых причин застрелил местную жительницу американку. Это спровоцировало масштабные акции протеста, которые Трамп угрожает унять силой.
***
Первый год президента Трампа оставил после себя множество вопросов. Он показал, что способен принимать резкие и радикальные решения, как внутри страны, так и во внешней политике, не оглядываясь ни на каких союзников.
Развязанная им война с мигрантами сейчас выливается в посягательство на права американских штатов - основу государственного устройства США.
И все же самые радикальные сдвиги - это изменение роли и места США в мире. Американская администрация продемонстрировала готовность сотрудничать с диктатурами ради ситуативной выгоды. Зато американские союзники получили торговые тарифы и необоснованные территориальные посягательства. Это подрывает единство всего западного мира и размывает даже принципы, на которых он был построен.
Дональд Трамп находится в президентском кресле всего год, но за это время сделал и сказал настолько много, что последствия его президентства уже будут ощущаться долго после его ухода с должности. А впереди еще три года, которые Америке и всему миру предстоит прожить с Трампом.