Превышение скорости остается главной причиной смертельных ДТП, а действующие штрафы не работают с систематическими нарушителями. В полиции предлагают систему штрафных баллов и более жесткую ответственность. О новых инициативах, борьбе с нетрезвыми водителями и правилах для самокатов — в интервью РБК-Украина рассказал первый заместитель начальника Департамента патрульной полиции Алексей Билошицкий.
Главное:
– Какие нарушения правил дорожного движения случаются чаще всего на практике?
– Если действительно говорить о тех нарушениях, которые зафиксированы, то самое распространенное нарушение - это превышение скорости. Есть много способов контроля по данному виду правонарушения. Есть и камеры автоматической фиксации, и фиксация с помощью приборов в не автоматическим режимом.
На самом деле здесь нужно говорить о том, что мы обращаем внимание на это правонарушение больше, чем на другие. И это также закономерно. Потому что 41% всех ДТП с травмированными и погибшими связаны именно с превышением разрешенной скорости.
– А за последние годы, за годы войны, как изменилась ситуация на дорогах в плане соблюдения ПДД? Может, появились новые, несвойственные нарушения?
– На самом деле, новых нарушений как таковых не появилось, они были такие же как и раньше. Но была определенная специфика, особенно в начале полномасштабного наступления. Тогда было очень много и блокпостов, и других объектов на дорогах. И это также вызывало дорожно-транспортные происшествия, ведь часто водители невнимательно к этому относились.
В некоторых случаях дороги были недостаточно освещенными, без отметок, поэтому происходили дорожные транспортные происшествия, которые с этим связаны. Но если в целом говорить о нарушениях, которые есть, они, в принципе, такие же.
– Вы сказали, что ДТП чаще случаются из-за превышения скорости. А если говорить, например, о состоянии опьянения?
– Если говорить о причинах ДТП и как они распределяются, то да, прежде всего - это превышение скорости. Затем нарушение правил проезда перекрестков, нарушение правил проезда пешеходных переходов, правил маневрирования, нарушение при изменении направления движения и несоблюдение безопасной дистанции. И, конечно, управление в состоянии опьянения мы также выделяем, потому что это очень общественно опасное нарушение. Сотни ДТП с пострадавшими и погибшими случаются из-за управления в состоянии опьянения.
– А какие категории водителей чаще всего нарушают правила? Например, таксисты, или мотоциклисты, или молодые водители, вы видите, что они недавно за рулем.
– На самом деле, такие категории мы не выделяем, нет такой статистики. Мы понимаем, что серийным нарушителем может быть любой водитель, но мы понимаем, что есть и определенные категории водителей, которые нарушают просто систематически. И это не связано с возрастом, например, или еще с чем-то.
Я могу выделить любителей, так сказать, спортивной езды там, где она запрещена. Это не дрифт, это чаще всего просто быстрое опасное вождение в городе. Это водители с какими-то переоборудованными автомобилями с претензиями на "спортивность". Но есть другие водители, которые нарушают достаточно часто.
Мы недавно инициировали идею о сфокусированной ответственности для серийных нарушителей. О чем речь? Сейчас, если мы говорим о большинстве статей Кодекса Украины об административных правонарушениях, там предусмотрена ответственность за совершение правонарушения и в некоторых случаях за совершение такого же нарушения второй раз в течение года.
И получается так, что в основном по ряду нарушений лицо может и 20 раз в течение года совершать это нарушение, платить один и тот же штраф. И фактически никак не искупить вину. Ответственность, предусмотренная КУоАП, имеет целью не наказание нарушителя, а именно воспитание нарушителя. Когда мы сталкиваемся с тем, что водитель нарушает 20-25 раз за год, мы понимаем, что ответственность не действует. То есть она не актуальна для правонарушителя.
В таком случае нужны другие меры. То есть, например, те законопроекты, над которыми мы совместно с депутатами работали, это усиление ответственности за систематические правонарушения – введение третьего случая нарушения. Если водитель совершил нарушение в третий раз, ответственность за это усиливается вплоть до возможности лишения права управления.
Есть еще одна инициатива, над которой мы работаем и активно ее пропагандируем. Это введение системы штрафных баллов, которые фактически существуют во многих зарубежных странах, и также призваны бороться с систематическими нарушениями.
То есть, если ты набираешь определенное количество баллов, то водительское удостоверение приостанавливается и такое лицо должно пересдавать в той или иной степени экзамен и доказывать обществу свою способность наряду с другими гражданами управлять транспортным средством. Если лицо нарушает очень много раз, то это ничто иное, как сигнал обществу о том, что, возможно, это опасный водитель, который несет угрозу другим участникам дорожного движения.
– А за какие правонарушения сейчас вы можете забрать у водителя права?
– Здесь стоит отметить, что полицейский не забирает права. Он может временно изъять водительское удостоверение с целью дальнейшего процесса передачи дела в суд. Ведь водительское удостоверение временно изымается исключительно в тех случаях, где предусмотрена санкция статьи о лишении права вождения. А лишить права управления может только суд. На данный момент.
Причина для изъятия прав – это, например, управление в состоянии опьянения. Это может быть дорожно-транспортное происшествие, может быть создание аварийной ситуации. То есть такие категории правонарушений, которые предусматривают именно лишение права вождения.
– Расскажите подробнее об алгоритме, который используется, когда пьяный водитель отказывается проходить драгер. Мы такое кучу раз видели с теми же депутатами.
– Давайте не будем политизировать вопрос, отвечаю без контекста депутатов. Потому что на самом деле мы фиксируем более 150 тысяч случаев в год управления в состоянии опьянения. На самом деле есть статья 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Первая часть статьи говорит о совершении такого правонарушения впервые в течение года, вторая – второй раз, соответственно, третья часть – о совершении того же самого нарушения в третий раз.
Если говорить о самом порядке освидетельствования на состояние опьянения, то это происходит следующим образом – полицейский останавливает автомобиль, видит признаки алкогольного опьянения, а этих признаков шесть – например, дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожного покрова лица, запах алкоголя из ротовой полости и так далее.
Тогда полицейский должен обязательно предложить водителю пройти освидетельствование на состояние опьянения на месте с помощью драгера. Водитель может пройти этот осмотр или отказаться от его прохождения на месте и проехать в учреждение здравоохранения. Патрульные полицейские доставляют такого водителя в больницу, где непосредственно медицинский работник делает осмотр.
Если же водитель отказывается и от прохождения на месте, и от прохождения в больнице, то есть отказывается от осмотра в целом, это отдельный состав правонарушения, отдельная диспозиция статьи 130. То есть в этом случае водитель привлекается к ответственности не за то, что управлял в состоянии опьянения, а за то, что отказался от осмотра. Ответственность аналогичная. То есть штраф такой же и лишение права управления.
Более того. Некоторые люди думают, что можно этот осмотр на состояние опьянения пройти позже. По процедуре и по нормативно-правовым актам освидетельствование проводится в присутствии полицейских, не позднее чем в течение двух часов с момента выявления оснований для его проведения. То есть осмотр, осуществленный позже, не в пределах направления и без полицейского, это осмотр, который не имеет веса для дела.
– А в каких случаях патрульные могут изъять транспорт?
– Непосредственно в тех случаях, которые предусмотрены Кодексом Украины об административных правонарушениях. Мы можем временно задержать транспортное средство, это, например, если есть нарушение правил остановки, стоянки, создающие препятствия дорожному движению или угрозу безопасности движения.
– А как полицейские реагируют на случаи нарушения правил, которые произошли не в реальном времени? То есть вам, например, присылают видео или вы видите видео в сетях. Какой дальнейший алгоритм действий?
– Мы реагируем на все правонарушения и, по возможности, привлекаем нарушителей к ответственности. Согласно нормативно-правовой базе дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица, а потому в случае выявления правонарушителей мы обязательно реагируем на такие случаи и составляем соответствующие административные материалы.
– А то, что у нас стало больше камер видеонаблюдения, как сказалось на вашей работе? Облегчило ли работу?
– Действительно, это правильный шаг, который мы сделали еще в 2020 году. Это практика, которая существует во многих передовых странах, здесь однозначно только позитив, это добавляет возможностей контроля и действительно делает наши дороги более безопасными. Конечно, система автоматической фиксации будет только развиваться и однозначно она должна присутствовать как один из элементов контроля.
– Зачем нужны камеры автофиксации, если, например, приложения типа Waze все равно предупреждают водителей об их расположении? То есть, какой в этом тогда смысл?
– На самом деле все очень просто. У нас устроен открытый метод фиксации и мы сами предупреждаем всех, где находятся камеры. Мы при запуске каждой новой волны сами говорим, где мы устанавливаем и запускаем камеры.
Поэтому целью мы имеем не привлечение как можно большего количества водителей к ответственности, а снижение количества ДТП. И я хочу напомнить, что камеры установлены именно в местах концентрации ДТП. Поэтому действительно, здесь вопрос не в том, чтобы что-то скрыть, а наоборот, если водитель заметил, снизил скорость или был предупрежден, значит мы достигли результата.
И при том, что мы сами предупреждаем об автофиксации дорожными знаками, по состоянию на сегодня, только за этот год уже более 3 миллионов привлеченных к ответственности. То есть 3 миллиона постановлений вынесено с помощью системы автоматической фиксации. Вот и ответ на ваш вопрос.
– А если сами работники патрульной полиции нарушают, например, там паркуются с нарушениями или едут без проблесковых маячков, какая для них предусмотрена ответственность? Или она выше, чем для простых граждан, или такой же?
– Сегодня действительно случаи, когда патрульный полицейский может отступать от норм правил, это четко предусмотрено. Но вот например относительно проблесковых маячков, вы говорите, что нарушение - это движение без проблесковых маячков, но это не так. Полицейские не должны постоянно двигаться с проблесковыми маячками. То есть они должны включать их в тех ситуациях, где это нужно сделать. К тому же, есть много случаев, когда патрульные выезжают на вызов и им нужно отступить от правил дорожного движения.
Но там, где это нецелесообразно, конечно, у нас есть служба мониторинга, внутреннего контроля, которая и следит за этим, и в случае нарушений проводится проверка, служебное расследование.
– Относительно пешеходов – насколько часто они нарушают правила дорожного движения и сами становятся виновниками в ДТП?
– На самом деле, действительно, есть ряд нарушений и со стороны пешеходов, и со стороны водителей. Есть большое количество дорожно-транспортных происшествий, которые происходят с участием пешеходов.
Здесь не нужно искать, кто более виноват, а кто менее. Потому что понимание того, кто больше виноват, еще никому не помогло в больнице или на кладбище, как бы цинично это сейчас не звучало. Поэтому каждый участник дорожного движения должен делать все возможное для того, чтобы избежать негативных последствий. Даже если считает кого-то более неправым. Лучше самому принять меры, чтобы не случилось никакой ситуации.
Часто есть также ситуации, где водители не замечают пешеходов, не правильно проезжают пешеходные переходы, не снижают скорость там, где надо. Есть случаи, где пешеходы выбегают на проезжую часть, там, где это вообще запрещено. Есть и случаи, когда внезапно выбегают на проезжую часть, даже при условии пешеходного перехода. А это, я хочу напомнить, правилами дорожного движения запрещено. И разные случаи. Но за нарушение правил дорожного движения и у пешеходов есть ответственность, у нас таких дел десятки тысяч.
– Существуют ли отдельные правила дорожного движения для пользователей электросамокатов? И разрешено ли им ездить по тротуарам, в парках или пешеходных зонах?
– Этот вопрос не до конца урегулирован. Точнее, он на начальной стадии регулирования. Действительно, он требует урегулирования в ближайшее время, потому что вопрос дельный. Сейчас четко определено место, где должны управлять транспортными средствами.
То есть на данный момент мы ждем, когда на уровне закона будут определены эти моменты, и тогда можно будет переходить к подзаконным нормативно-правовым актам, которые будут регулировать права и обязанности этих и всех других участников дорожного движения, чтобы они понимали, где же должны быть эти самокатчики.
– Еще один болезненный вопрос касается мотоциклистов, а именно того, какой от них создается шум. Как можно проконтролировать этот шум и какие у вас есть санкции в отношении этого?
– На самом деле, если говорить об уровне шума, то действительно также были инициативы, о контроле этого вопроса точечно. Также есть законопроект, основной целью которого является совершенствование административной ответственности за управление или эксплуатацию транспортных средств с превышением допустимого уровня шума. Здесь возникает определенная коллизия, ведь на данный момент у нас большинство транспортных средств персонального использования, которые не подлежат прохождению обязательного технического контроля. На данный момент этот законопроект зарегистрирован, но пока его еще не рассмотрели.
В свою очередь полицейские уполномочены осуществлять контроль технического состояния исключительно тех транспортных средств, подлежащих обязательному техническому контролю.
А частные транспортные средства такой технический осмотр не проходят. А в этом случае депутаты уже точечно предлагали идею, чтобы полицейские могли непосредственно реагировать и измерить такой шум с помощью специального прибора шумомера.
– В последнее время обсуждается инициатива по снижению не штрафного порога, то есть превышение скорости с 20 до 10 км в час. Как вам такая инициатива? Действительно ли это может помочь в снижении аварийности на дорогах?
– На самом деле есть инициатива такая, и есть градация, которая касается непосредственно нарушения скоростного режима на 10, 20, 30, 40, 50 км в час. В данном контексте любые изменения будут положительными, потому что, если говорить об ответственности, которая действует на данный момент: за превышение скорости более 20 км в час у нас предусмотрен штраф в размере 340 гривен.
Важно отметить, что в случае, когда нарушение зафиксировано системой автоматической фиксации, предусмотрена возможность уплаты только половины штрафа - 170 гривен - если оплата произведена в течение 10 банковских дней с момента получения постановления.
Но даже со скидкой 170 гривен она не имеет того воспитательного воздействия, о котором мы говорили. Поэтому, однозначно, здесь нужны изменения, нужна актуализация ответственности. И, в принципе, другие инициативы, которые повлияют на эту ситуацию.
– Можно ли человека лишить прав по состоянию здоровья и какие медицинские показатели учитываются в этом случае?
– Сегодня этот вопрос также обсуждается. И на данный момент механизм общего медицинского осмотра работает не в полной мере. Формат, в котором оно происходило раньше, все об этом знают и помнят. Я не хотел бы, чтобы это было так, как было раньше.
Если говорить о самом лишении права управления на основе медицинского состояния, такие нормативные возможности присутствуют, но механизмы пока не отточены и в теории системы здравоохранения, и вообще. Поэтому этот вопрос также сейчас и поднимается часто, и прорабатывается и на законодательном, и на подзаконном уровнях.
– Временное водительское удостоверение - что это вообще такое и сколько нарушений допустимо в течение этого периода?
– Это вопрос на грани патрульной полиции и главного сервисного центра. Но первое водительское удостоверение выдается сроком на два года. Это, так сказать, тестовый период, когда водитель выходит из автошколы, после сдачи экзамена и должен, как я вам уже сказал, доказать обществу, что может управлять транспортом. На этот период дается не более двух правонарушений, три - это уже превышение лимита, то есть за два года такой водитель не должен совершить более двух правонарушений.
Если совершает более двух, то есть три и более, то такой водитель непосредственно должен пересдать экзамен. Вот такая система предусмотрена.