Какой уровень экономики Украины находится в "тени", каким образом уклоняются от уплаты налогов больше всего и как побороть теневые схемы - в колонке экономиста, ассоциированного эксперта CASE Украина Олега Гетмана.
Подобно большинству других стран с доходом на душу населения меньше среднего и слабым государственным управлением - Украина страдает от относительно высокого размера "теневой экономики" - то есть экономической деятельности, с которой не платятся налоги. Министерство экономики Украины оценивает ее размер в 30-40% от ВВП, что слишком много по сравнению с развитыми странами, но похоже на показатели стран с близкими к нашим характеристиками качества управления и дохода на душу населения.
За предвоенные годы уровень теневой экономики, по оценкам Минэкономики - значительно сократился, уменьшался до 27% в 2019 году, это совпало с сокращением перераспределения через государственные финансы. Это естественно, учитывая то, что тенизация является закономерным ответом экономики на чрезмерную (особенно по сравнению с имеющимся качеством "государственных услуг") налоговую нагрузку. Также важным фактором естественного уменьшения доли теневой экономики является экономический рост как таковой, сопровождающийся повышением производительности труда в официальном секторе и других привлекательных факторов легальной работы. Но это касается преимущественно полностью неофициальной деятельности.
Наличие все еще большого теневого сектора, с одной стороны, не позволяет уменьшить номинальную налоговую нагрузку, а с другой - искажает условия конкуренции. И первое, и второе способствует тенизации.
Поэтому для восстановления и устойчивого экономического развития страны - важно минимизировать схемы уклонения от уплаты налогов как с помощью административных мер, так и упрощая регулирование и уменьшая налоговую нагрузку, в первую очередь за счет наиболее вредных для экономики прямых налогов.
В Украине большинство налоговых поступлений теряются из-за масштабных инструментов уклонения от уплаты налогов и агрессивного налогового планирования, которые массово применяются крупными и средними предприятиями, которые благодаря своим неформальным связям имеют значительные возможности для уклонения от уплаты налогов.
Об этом свидетельствует новый анализ ключевых схем избежания налогообложения и расчеты объемов убытков для государства от этих схем, которые осуществили специалисты Центра социально-экономических исследований CASE Украина и Института социально-экономической трансформации.
Какие схемы растут, а какие уменьшаются?
Лидерами среди крупнейших схем минимизации налогов по новым расчетам - стали схемы с заработными платами в конвертах (потери бюджета по новым данным составляет 140-280 млрд гривен в год) и схемы с контрабандой и "серым" импортом (потери 120-185 млрд гривен в год). Эти две схемы уверенно возглавили первые места и демонстрируют ежегодный рост.
Оффшорные схемы и трансграничное перемещение прибыли вследствие валютных ограничений и высокой восходящей стоимости обслуживания, обусловленной новыми мировыми стандартами налоговой прозрачности (antiBEPS, FATCA, ATAD, BEPS 2.0, КИК и др.) все больше получают признаки "элитарности", то есть остаются доступными лишь отдельным крупным украинским компаниям и состоятельным украинцам. Объемы "бегства" прибыли за границу находятся на исторически низком уровне (недопоступления в госбюджет всего 12-14 млрд гривен в год).
Другие популярные инструменты уклонения-уклонения от налогообложения демонстрируют разнонаправленные тренды. Введение процедур администрирования, таких, как депонирование средств на НДС-счетах, единого реестра налоговых накладных (элементы СЕА НДС) и автоматической системы мониторинга (СМКОР) - привело к снижению объемов формирования схемного налогового кредита (13-15 млрд гривен в год), в то же время схемы ухода от уплаты НДС еще совсем не преодолены.
Также положительные сдвиги есть с потерями бюджета из-за схем и не наполненности реестров земли и недвижимости (потери госбюджета 18-20 млрд гривен в год).
Положительные тенденции наблюдаются в вопросах противодействия незаконному обороту контрафактных товаров и нелегальной торговли, где обычно доминируют подакцизные товары (алкогольные напитки, табачные изделия и нефтепродукты). Последние два года появились положительные результаты детенизации на рынке алкоголя и топлива, а на табачном рынке ежеквартально наблюдаются разные тренды.
Как минимизировать "серые" схемы?
Общими рекомендациями экспертов аналитических центров для преодоления крупнейших схем по уклонению от уплаты налогов, в первую очередь, является перезагрузка Государственной таможенной службы комиссией с преобладающим голосом международных экспертов и перезагрузка Государственной налоговой службы (законопроект №9243).
Для Бюро экономической безопасности, которое находится в процессе обновления, согласно принятому закону №3840-ІХ, - необходимо предусмотреть дополнительное финансирование на 2026 год, для обновления состава, и утвердить качественные КРІ для общественного и парламентского контроля за БЭБ.
Важным является определение четких показателей эффективной работы (КРІ) для Государственной налоговой службы (ГНС), Государственной таможенной службы (ГТС) и БЭБ и их и законодательное закрепление. Ключевой показатель - уменьшение налоговых разрывов по методике tax gap, что предусмотрено в законопроектах №12359 и №12360.
Дополнительными мерами, которые дадут действенные инструменты обновленным проверяющим органам могут быть следующие:
Необходимо реализовать и ряд пунктов из Нацстратегии доходов до 2030 года, в частности, важна ІТ-консолидация информационных ресурсов субъектов системы управления государственными финансами, в частности ГНС, на уровне Минфина и обеспечение администрирования этих информационных ресурсов независимым администратором.
Также необходимо обеспечить интеграцию с европейскими системами НДС, возмещения НДС, мониторинга движения акцизных товаров, системами платежной информации и т.п.
Введение обмена предварительной таможенной информацией с другими странами с целью ускорения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, выявления рисковых операций и усиления мер по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил будет способствовать минимизации "серого" импорта.
Необходимо также улучшение обмена налоговой информацией с соответствующими органами других стран с целью предотвращения трансграничных схем уклонения от налогообложения.
В то же время ряд вредных пунктов Нацстратегии, такие как радикальное сужение упрощенной системы, предоставление полномочий ГНС без решения суда накладывать арест на счета (имущество) и блокировать их, получение ГНС полного доступа к информации об объеме и обороте средств всех налогоплательщиков на их счетах в банках (без решения суда и уголовных производств) - необходимо пересмотреть (при участии Минэкономики и аналитических центров) и заменить на реальные задачи по минимизации схем.
Вместо полной перезагрузки ГМС и ГНС с участием международных экспертов - Нацстратегия 2030 предусматривает очередное перераспределение организационной структуры и штатных расписаний, новый перечень низовых налоговых инспекций. Такой подход себя уже скомпрометировал и никак не обеспечит доверия к налоговым и таможенным органам.
Схемы минимизации налогов, к сожалению, никуда не исчезают, а некоторые даже понемногу растут. В последние годы был принят ряд мер по их минимизации: приняты мощные деофшоризационные законы, открыт рынок сельскохозяйственных земель, начата эффективная борьба с контрафактными схемами и т. п.
Однако крупнейшие схемы, в частности "теневые" зарплаты и "серый" импорт и дальше растут, для их минимизации нужны значительные изменения в налоговое и трудовое законодательство и институциональные реформы.
Надеемся, что в ближайшее время указанные необходимые реформы будут реализованы и в следующем году мы увидим уменьшение объемов "схем-лидеров".