Почему города Украины до сих пор не переходят на электробусы: названы главные причины
Перейдет ли Украина на электробусы? (фото: Freepik)
Украинские города все чаще рассматривают электробусы как альтернативу дизельному транспорту, но полноценный переход происходит медленно. Причины - не только финансовые.
О главных преградах на этом пути РБК-Украина рассказал эксперт в сфере транспорта, представитель компании "Авто-Регион" Никита Гайдамаха.
Переход возможен, но не быстрый
"Замена дизельных автобусов на электробусы в украинских городах - вполне реалистичный, но постепенный процесс, который требует времени, инвестиций и стратегического подхода", - подчеркивает специалист.
Успешность перехода зависит от четырех главных факторов:
-
наличия финансирования,
-
готовности инфраструктуры,
-
поддержки международных партнеров,
-
политической воли на местах.
Главное препятствие - цена
"Главным препятствием для массового перехода остается высокая стартовая стоимость - электробус стоит в 1,5-2 раза дороже дизельного аналога", - объясняет Никита.
Города не могут финансировать закупки самостоятельно, поэтому ключевую роль играют донорские программы - в частности ЕБРР, ЕИБ и другие фонды. Без их участия обновление транспорта остается маловероятным.
Где уже работают электробусы?
Львов реализует несколько проектов совместно с европейскими партнерами.
Винница имеет опыт реальной эксплуатации электробусов.
В Киеве электробусы проходили тестирование, но пока в приоритете остаются дизельные автобусы большой вместимости.
"Сегодня электробусы привлекают низкими затратами на эксплуатацию - более дешевой электроэнергией, меньшими затратами на техобслуживание и полным отсутствием выбросов, что критично для качества воздуха в городах. Это делает их стратегической альтернативой дизельному транспорту, особенно в городских условиях", - комментирует автоэксперт.
Проблема - в тендерах
Впрочем, как показывает практика, даже при наличии финансирования процесс часто блокируется.
"Например, тендеры на закупку электробусов за средства Европейского инвестиционного банка в Харькове и Запорожье неоднократно объявлялись, но завершались без результата - из-за слишком сложных или ограничительных условий участия", - говорит эксперт.
Это, по его мнению, свидетельствует о необходимости адаптировать тендерные требования к реалиям рынка, иначе обновление транспорта будет оставаться лишь на бумаге.
Однако, несмотря на сложности, электробусы - это не футуризм, а вполне реальная альтернатива дизелю. Но без изменения подходов - в тендерах, финансировании и логистике - экологический транспорт так и не станет нормой для украинских городов.