Бюджет военного времени с мирными расходами: главные риски сметы 2026 года
Фото: Парламент принял проэкт государственного бюджету на 2026 год во втором чтении (Пресс-центр ВРУ)
Каково соотношение доходов и расходов государственного бюджета на 2026 год, какими остаются основные расходы и - в колонке экономиста, ассоциированного эксперта CASE Украина Олега Гетмана.
На днях Верховная Рада Украины приняла Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2026 год" во втором чтении. Это главный финансовый документ страны, который определяет приоритеты государственной политики на следующий год. В этом году голосование проходило под особым вниманием Международного валютного фонда, который поставил одним из условий к согласованию новой Программы с МВФ - принятие бюджета 2026 года.
Кроме принятия бюджета в prior action МВФ попали: принятие пакета налоговых изменений, включая налогообложение доходов с цифровых платформ (налог на Uber) и отмена льготы по НДС для китайских маркетплейсов. Потенциальные доходы от этих законодательных новаций уже заложены в принятый бюджет 2026, поэтому голосование за соответствующие законопроекты ожидаются в ближайшие недели. Также в prior action попало требование подать в ВРУ законопроект, который сделает регистрацию плательщиков НДС для ФЛП обязательной с 1 января 2027 года, однако порог от которого должна быть такая регистрация - еще не известен. Эту идею считают контрпродуктивной ведущие аналитические центры страны, такой что приведет к росту "тени" и дроблениям.
Каковы основные параметры бюджета?
Доходы
Объем доходов Госбюджета составляет 2,9 трлн гривен - общий фонд составляет 2,61 трлн гривен, специальный фонд - 294 млрд гривен. Доходы в 2026 году будут больше на 402 млрд гривен по сравнению с 2025 годом. Крупнейшие статьи доходов - на графике:
Потребность во внешней поддержке на 2026 год составит 2,08 трлн гривен. Предполагается привлечение ресурсов от Всемирного банка, ЕС, Великобритании, МВФ и стран G7.

Расходы
Расходы и предоставление кредитов из государственного бюджета в 2026 году составят 4,82 трлн гривен, что на 121 млрд гривен больше, чем в 2025 году. Большая часть расходов предусмотрена на ключевой приоритет страны - оборона и безопасность Украины - 2,8 трлн гривен (27,2% ВВП)
Другие значительные статьи расходов:
|
ветеранская политика |
18,9 млрд грн |
|
социальная защита |
468,5 млрд грн |
|
образование |
278,7 млрд грн |
|
наука |
20,1 млрд грн |
|
здравоохранение |
258,6 млрд грн |
|
поддержка ВПЛ |
72,6 млрд грн |
|
меры по поддержке демографического развития |
24,5 млрд грн |
|
экономические программы (кредиты 5-7-9, е-Работа и т.д.) |
51,8 млрд грн |
|
жилищная политика (е-Жилище, е-Відновлення, жилье ветеранам и т.д.) |
47 млрд грн |
|
агропромышленный комплекс |
14,1 млрд грн |
|
трансферты местным бюджетам |
283,9 млрд грн |
|
публичные инвестиции (транспорт, инфраструктура, энергетика и т.д.) |
111,5 млрд грн |
Каковы ключевые положительные статьи бюджета?
Проект Государственного бюджета на 2026 год демонстрирует смещение акцентов в сторону развития человеческого капитала и социальной устойчивости. Положительными статьями является существенное увеличение финансирования медицинской системы - как базового пакета медицинских услуг, так и специальных программ профилактики и активного долголетия. Отдельное внимание уделено чекапам, расширению программ ранней диагностики, а также усилению ветеранских политик: доступа к реабилитации, психологической поддержке, протезированию и социальной интеграции.
Также важным блоком является поддержка предпринимательства. В бюджете предусмотрено расширение программ льготного финансирования, в частности "5-7-9", которая остается ключевым инструментом кредитования малого и среднего бизнеса. Также увеличиваются ресурсы на "е-восстановление" для ремонта жилья и инфраструктуры общин, а программа "е-Работа" получает дополнительный финансовый пакет для грантов на открытие или масштабирование бизнеса. Такая политика ориентирована на стимулирование занятости, перезапуск локальных экономик и рост инвестиционной активности.
Увеличиваются расходы на цифровизацию государственных услуг, региональное развитие и модернизацию критической инфраструктуры - от энергетики до транспортных сетей. Эти статьи формируют более устойчивую модель государственных финансов и создают предпосылки для экономического восстановления в 2026 году.
Каковы ключевые рисковые или негативные статьи бюджета?
Ключевым недостатком принятого бюджета является недостаточное финансирование обороны и безопасности - на этот ключевой приоритет запланировано в 2026 году 2,8 трлн гривен (27,2% ВВП), в то время как по оценкам председателя бюджетного комитета ВРУ в 2025 году на безопасность и оборону будет потрачено 31,1% от прогнозируемого ВВП на этот год. Поэтому запланированные бюджетом ресурсы на это направление недостаточны и придется вновь пересматривать бюджет в середине 2026 года, искать дополнительный ресурс.
Также не оптимальными в бюджете 2026 года являются второстепенные статьи бюджета, такие как продолжение финансирования Телемарафона, не эффективный "кэшбек на украинское", стратегические коммуникации, чрезмерные расходы на дороги и т.д. - десятки млрд гривен, которые могли бы быть использованы более эффективно, поскольку главным приоритетом должна быть безопасность и оборона.
Что изменилось ко второму чтению?
При доработке бюджета на второе чтение - народные депутаты добавили местным бюджетам 4% от НДФЛ (до 64%) и установили целевое направление этих дополнительных средств на проведение расчетов за энергоносители и на погашение задолженности по разнице в тарифах на энергоносители (при наличии).
Также было предусмотрено дополнительно плюс один млрд гривен на закупку оружия и военной техники Министерством обороны (снято с программы "военного резерва"), и плюс 244 млн гривен добавить Бюро экономической безопасности (снято с резервного фонда).
Осталось повышение заработной платы учителей: с 1 января - на 30% и 1 сентября - еще на 20%, одновременно добавлено 4,8 млрд гривен на программу престижности труда педагогических работников, чтобы иметь возможность рассмотреть дальнейшее увеличение зарплат учителей в течение года.
Поэтому в итоге мы имеем не слишком сбалансированный военный бюджет, еще и с несколькими десятками миллиардов мало эффективных расходов. Правительству страны придется еще провести значительную работу с международными партнерами, чтобы найти необходимые средства для финансирования значительного дефицита бюджета 2026 года.
Принятый документ демонстрирует стремление правительства совместить военные потребности с развитием человеческого капитала и экономики, однако его ключевой слабостью остается недостаточный объем ресурсов на оборону по сравнению с реальными потребностями войны.
Несмотря на существенное расширение программ здравоохранения, ветеранской политики, поддержки бизнеса и восстановления - в документе сохраняются малоэффективные и второстепенные расходы, которые отвлекают десятки миллиардов гривен от первоочередных задач безопасности. В то же время бюджет критически зависит от внешнего финансирования, а его доходную и расходную части придется пересматривать уже в середине 2026 года.