Надо ли бояться молодых врачей? Интервью с ректором НМУ им. Богомольца о качестве медобразования
Ректор НМУ им. А.А. Богомольца Юрий Кучин рассказал о подготовке будущих врачей в Украине (фото предоставлено пресс-центром университета)
Достаточно ли знаний и практических навыков получают будущие медики в Украине? Готовы ли они спасать жизни после многих лет дистанционного обучения и что нужно сделать, чтобы удержать молодых специалистов в стране? Об этом в интервью РБК-Украина рассказал ректор Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца Юрий Кучин.
Главное:
- Почему профессия врача является экономически надежной и точно даст человеку место на рынке труда.
- Снизился ли уровень знаний поступающих из-за длительных периодов дистанционного обучения и достаточен ли он для того, чтобы получать профессию врача?
- Обязаны ли выпускники медицинских вузов отрабатывать по направлению и в чем преимущества рейтингового распределения в интернатуру?
- Какие средние проходные баллы в НМУ им. А.А. Богомольца в этом году?
- Достаточно ли практических навыков получают студенты во время обучения и когда они имеют первый контакт с реальным пациентом?
- Стоит ли украинцам бояться молодых врачей?
- Что должны сделать сельские громады, чтобы врачи были мотивированы в них работать?
- Как удержать молодых врачей в Украине?
Медицинское образование в Украине всегда было в центре внимания общества, ведь от его качества зависит здоровье людей. В период полномасштабной войны и неопределенности роль врача возрастает, а конкуренция среди поступающих свидетельствует: молодежь считает эту профессию престижной и экономически надежной.
Достаточно ли подготовлены поступающие после многих лет дистанционного обучения в школах, какие новые специальности открывает университет, как формируются практические навыки и клиническое мышление будущих врачей и как удержать молодых специалистов в Украине - об этом в эксклюзивном интервью РБК-Украина рассказал ректор НМУ имени А.А. Богомольца, доктор медицинских наук и Заслуженный врач Украины Юрий Кучин.
– НМУ имени А.А. Богомольца является лидером среди украинских медицинских вузов по количеству поступающих. Если сравнивать с предыдущими годами, в том числе и годами до полномасштабного вторжения России: количество абитуриентов, которые хотят учиться в вашем университете, возросло или уменьшилось? Считает ли молодежь профессию врача престижной?
– Профессия врача остается престижной, и это неудивительно. В частности, и потому, что в периоды неопределенности люди стремятся иметь надежную профессию.
Профессия врача, как и любая профессия в медицине, является экономически надежной и абсолютно точно даст человеку место на рынке труда.
В истории человечества не было периодов или стран, когда бы врачей было достаточно. Это касается и Украины, и стран Африки, и стран восточной Европы. Везде есть существенный дефицит врачей и других медицинских работников. Избытка нет никогда.
По количеству абитуриентов, поступающих в наш университет, ситуация в целом из года в год стабильна. В Украине медицинские специальности являются регулируемыми. Также они регламентированы определенным баллом, который абитуриент должен иметь в сертификате по результатам НМТ. Для большинства медицинских специальностей этот балл составляет 150.
Эо касается и таких специальностей, как "Фармация" и "Медицинская психология" - для них минимальный балл раньше был ниже.
– А балл 150, о котором вы сказали, и проходной балл для зачисления - это же разные вещи? И проходной балл все-таки выше, чем 150?
– Да, безусловно, проходной балл для зачисления выше 150. 150 - это тот минимальный балл, с которым вообще можно принять участие в конкурсе. А во время конкурса балл, необходимый для зачисления на обучение, повышается.
Количество бюджетных мест формирует Министерство здравоохранения в соответствии с потребностями отрасли. Если страна нуждается в значительном количестве врачей разных специальностей для работы в государственных учреждениях здравоохранения, то бюджетных мест по госзаказу много. И на специальность "Медицина" средний проходной балл в этом году у нас составляет 164.
Если стоматологов в государственной медицине достаточно, то и бюджетных мест мало - в нашем университете в этом году их 10. Поэтому и средний проходной балл на специальность "Стоматология" довольно высокий - 186.
– А есть ли тенденция к тому, что уровень знаний абитуриентов снижается, в частности и из-за длительного периода дистанционного обучения в школах еще со времен пандемии? А в некоторых регионах дистанционная форма школьного обучения из-за полномасштабной войны преобладает и сейчас.
– Многие школьники дополнительно готовятся к сдаче НМТ. То есть кроме знаний, которые они получают во время обучения в средней школе, они получают дополнительные знания благодаря индивидуальным занятиям с репетиторами.
Высшие учебные заведения в свою очередь предлагают курсы по подготовке абитуриентов. Такие курсы есть и в нашем университете - преподаватели этих курсов "подтягивают" уровень знаний школьников.
То же самое могу сказать и относительно аспирантов. Поскольку у нас сейчас действуют новые требования для поступления в аспирантуру, мы также открыли подготовительные курсы. И абсолютно все слушатели этих курсов выполнили требования по поступлению в аспирантуру благодаря тому, что их дополнительно подготовили к экзаменам.
Что касается уровня подготовки школьников, то в этом вопросе многое зависит от субъективной реакции. Можно в одинаковой степени сказать, что уровень знаний "низкий" и в ситуации, если поступающий не может справиться со сложным интегралом, и в ситуации, если поступающий не может разделить или умножить без калькулятора.
– А недобора в университете за последние годы не было?
– Нет, в университете не было недоборов. Кроме того, наше учебное заведение старается слышать и общество, и рынок образовательных услуг, поэтому мы внедряем новые специальности.
В этом году у нас появились такие специальности, как "Биотехнологии и биоинженерия", "Клиническая психология". В предыдущие годы мы открыли специальность "Технологии медицинской диагностики и лечения". Кроме того, появилась специальность "Общественное здоровье".
Сейчас мы начинаем набор на специальность "Медсестринство". Также набираем поступающих на бакалавриат по оптометрии - это важная бакалаврская специальность, в рамках которой мы готовим помощников офтальмологов.
По ряду медицинских специальностей на рынке есть дефицит кадров. Поэтому мы стараемся изучать рынок и реагировать на его потребности.
Сейчас во многих отраслях медицины - высокие квалификационные требования, и мы должны их удовлетворить. Стараемся это сделать не формальным способом, просто выдав квалификационный документ, а осуществляя серьезную подготовку специалистов в практических условиях.
Этому способствуют и наши сотрудники, которые видят, какой курс сейчас целесообразно продвигать.
– Сократилось ли количество бюджетных мест в вашем университете по сравнению с предыдущими годами? Или, наоборот, возросло? И как насчет контрактной формы обучения: идет ли молодежь учиться по контракту?
– Количество бюджетных мест в этом году практически такое же, как в 2024 году. Если речь идет о госзаказе, то разница составляет плюс два бюджетных места. В этом году у нас было 1115 бюджетных мест.
На контракт к нам также поступают, но в этом контексте надо заметить, что некоторые специальности не имеют бюджетной формы обучения, а только контрактную.
По специальностям, где есть большой бюджетный заказ, прежде всего это "Медицина" и "Педиатрия", доля контрактной формы обучения существенно меньше.
На самом деле государственный заказ сейчас в высших медицинских учебных заведениях страны такой, что может удовлетворить всех желающих получить медицинское образование.
Но, опять же, поскольку врачебные специальности регулируемые, к тому же внедрена опция рейтингового распределения в интернатуру по выбранному направлению, то многие абитуриенты сознательно выбирают именно контрактную форму обучения. В нашем заведении студентов, обучающихся по контракту, достаточно много.
– А что можете сказать о необходимости отработки по направлению после завершения обучения? Есть ли сейчас такое требование?
– В этом контексте надо говорить, скорее, не об отработке, а о рейтинговом распределении в интернатуру, о котором я уже упоминал.
Все зависит от того, как учился студент. И абсолютно справедливо, что преимущества в выборе места прохождения интернатуры имеют те студенты, которые учились лучше.
Что касается отработки, то студенты не подписывают никаких соглашений по этому поводу. И по крайней мере по состоянию на сейчас наши выпускники после прохождения интернатуры свободны в своем выборе.
Они могут остаться работать там, где проходили интернатуру. И уже от работодателя зависит, захочет ли молодой врач работать в этом заведении и в дальнейшем.
– Обучаются ли сейчас в университете иностранные студенты? Что их мотивирует? Они остаются работать в Украине или возвращаются на родину, получив у нас медицинское образование?
– Да, иностранные студенты есть. На сегодня это всего 161 человек. Конечно, это намного меньше по сравнению с показателями до полномасштабной войны, когда у нас было более четырех тысяч иностранных студентов.
Абитуриентов из других стран у нас привлекает соотношение стоимости обучения и качества образования.
Но сейчас, кроме вопросов безопасности, большой проблемой для них является пересечение государственной границы. Поскольку нет воздушного коридора, то прямое пересечение границы с Украиной невозможно. Это неудобно, поэтому количество иностранных студентов уменьшилось и по этой причине.
Что касается того, остаются ли они работать в Украине после завершения обучения, то таких примеров немного. Большинство выпускников либо возвращаются в свои страны, либо продолжают трудовую миграцию, то есть едут работать в другие страны.
Впрочем, некоторые выпускники все-таки остаются, получив соответствующий статус - вид на жительство. Это граждане Индии, африканских и арабских стран.
– А украинские студенты университета, выехавшие из-за полномасштабной войны за границу, имеют возможность продолжить обучение? Или для этого все-таки нужно вернуться в Украину, ведь речь идет о медицинском образовании?
– В медицинском университете дистанционно учиться сложно. В первые годы мы максимально шли навстречу нашим студентам. Однако в университете - очная форма обучения. Конечно, она периодически может трансформироваться в очно-дистанционную.
Мы можем на определенный период пойти навстречу и сейчас, если студент по каким-то причинам не может учиться очно, например, если он заболел и лечится. На определенный, небольшой промежуток времени он может написать заявление о дистанционном обучении.
Профессия врача в Украине остается престижной (фото предоставлено пресс-центром университета)
– А в целом относительно дистанционного обучения в вашем университете - влияет ли такой формат на качество знаний студентов? И как студенты и преподаватели адаптируются к нему?
– По моему мнению, мы все еще со времен пандемии COVID-19 хорошо адаптированы к такому формату.
Дистанционная форма обучения приемлема для многих образовательных компонентов. И даже в медицинском образовании есть такие компоненты. Это изучение языков, статистики и т.п. То есть речь идет о дисциплинах, которые не требуют непосредственного контакта и отработки практических навыков на клинических базах или в симуляционных кабинетах.
Есть образовательные компоненты, которые даже удобнее осваивать в смешанном формате, когда лекции проходят в режиме онлайн с записью, а практические занятия - офлайн.
Но, безусловно, полный перенос всех образовательных компонентов в дистанционный формат невозможен.
– Достаточно ли практических навыков получают студенты во время обучения сейчас? Когда студенты имеют первый контакт с реальным пациентом? И не перегружены ли они теоретическим материалом вместо практики?
– Это традиционное пожелание студента - иметь больше практики. И в Украине студенты имеют первый контакт с реальным пациентом гораздо раньше, чем в других странах. Уже на втором курсе и у студентов-стоматологов, и у студентов, обучающихся по специальностям "Медицина" и "Педиатрия", происходит контакт с пациентами.
У нас есть образовательные компоненты по уходу за пациентами, и они предусматривают контакт студентов с реальными больными в качестве среднего и младшего медицинского персонала. Уже на этом этапе студенты приобретают и навыки коммуникации с пациентами, что очень важно.
Мы предоставляем студентам много возможностей для практики. У нас более половины клинических дисциплин предусматривают работу либо в симуляционных классах, либо с реальными пациентами.
Кроме того, профессия врача сама по себе такова, что требует практики не только в рамках университетской программы, но и по инициативе студента.
Например, если человек хочет научиться водить авто, он обязательно должен практиковать вождение и самостоятельно. Есть учебное требование относительно 30 часов вождения, чтобы человек мог получить водительское удостоверение. Но какого качества будет водитель, который провел всего 30 часов за рулем в условиях реального времени?
Изучение иностранного языка, кроме часа общения с преподавателем дважды в неделю, требует еще и чтения книг, прослушивания новостей, просмотра фильмов на языке оригинала.
То же самое касается и врачей. Учебная программа не может охватить количество часов, проведенных в медицинском учреждении, которое необходимо для того, чтобы стать хорошим врачом. Поэтому важной практической составляющей для студентов, которые хотят глубже овладеть профессией врача, является работа в медицинских учреждениях параллельно с обучением.
Первая запись в моей трудовой книжке появилась в студенческие годы - медицинская сестра-анестезист Главного военного клинического госпиталя в г. Киеве. Многие студенты совмещают учебу с работой.
Студенты имеют первый контакт с реальным пациентом гораздо раньше, чем в других странах (фото предоставлено пресс-центром университета)
– Вы упоминали о наработке навыков коммуникации будущих врачей с пациентами. А внедряет или планирует внедрять университет дисциплины вроде: умение читать клинические исследования, медицинское право и т.д.?
– Да, эти дисциплины - и по чтению клинических исследований, и по медицинскому праву - преподаются в нашем университете. Относительно эффективной коммуникации с пациентами есть специальный курс.
В этом году у нас стартовала новая программа совместно с американскими коллегами, которая касается клинического мышления. Я еще со времен своей учебы в университете помню важность этого словосочетания - "клиническое мышление". Формированию клинического мышления у студентов мы уделяем значительное внимание в рамках изучения всех клинических дисциплин с самых первых курсов.
А в медицинских учебных заведениях США есть отдельный предмет по клиническому мышлению.
– Есть ли на самом деле у студентов "синдром студента-медика", когда начинается переход от освоения общих дисциплин к изучению собственно заболеваний, и студенты начинают "чувствовать" у себя симптомы всех болезней, которые изучают? Прекращают ли студенты обучение из-за этого?
– В этом контексте я бы заметил, что студенты слишком рано чувствуют себя врачами и пытаются лечить друг друга и своих родственников. Это этап, который неизбежен при освоении любых навыков и профессий.
Мы стараемся максимально взаимодействовать со студентами, но без принуждения. Речь идет преимущественно о менторстве. И в образовательной среде мы стараемся развивать это направление. Причем это менторство и со стороны преподавателей, и "менторство равных", когда студенты старших курсов налаживают сотрудничество и кураторство со студентами младших курсов.
Обычно мы реализуем это направление работы через организации студенческого самоуправления: студенческое самоуправление с избранными, делегированными полномочиями, студпарламент, профком, Студенческое научное общество имени А.А. Киселя и т.п. Для студентов важно не только учиться, но и отдыхать, и найти баланс.
Для студентов важно не только учиться, но и отдыхать (фото предоставлено пресс-центром университета)
– А есть ли первокурсники, значительно старше 16-17 лет? Можно ли встретить в стенах университета 30-летнего первокурсника?
– У нас есть первокурсники разного возраста. Для некоторых это уже второе высшее образование, к тому же есть вторичные специальности, на которые, собственно, и поступают люди старшего возраста.
Если говорить о первом высшем образовании, то иногда бывает такое, что человек долго не мог определиться и в определенном возрасте пришел к выводу, что он хочет быть врачом. Однако это не очень распространенное явление.
Бывает и такое, что человек поступает, начинает обучение, разочаровывается и уходит из университета, но через некоторое время возобновляется.
Одна из наших студенток в этом году возобновила обучение после значительного перерыва. На каком-то этапе она решила перейти на работу фельдшером, поскольку имела среднее медицинское образование, и обучение в университете прекратила.
Сейчас она - успешный тренер многих европейских программ, имеет прекрасное портфолио в своей сфере. Но поняла, что реализовать все свои амбиции без диплома и квалификации врача не сможет. В этом году она возобновила обучение в нашем университете, имея при этом колоссальный опыт работы.
– Студентам, которые поступили в университет сразу после школы, и студентам старшего возраста и с опытом работы комфортно учиться вместе? По уровню знаний у них есть существенные различия?
– Студенты старшего возраста часто бывают более мотивированы. Однако мы стараемся формировать коллективы таким образом, чтобы они были гомогенными и не отличались настолько, чтобы была необходимость преподавать на разном уровне. Организационную работу по формированию групп осуществляют деканаты.
– Среди пациентов есть предубеждение относительно молодых врачей, и люди склонны искать более опытных специалистов, в том числе и так называемого "старшего" поколения. Вы можете что-то сказать "в защиту" молодых врачей?
– Молодость - это "недостаток", который быстро проходит. И бояться надо не молодости, а некомпетентности врача. Она не всегда коррелирует с возрастом. Не все молодые врачи абсолютно компетентны или некомпетентны. Так же, как и старшие врачи.
Недаром мы проводим дискуссии и даже целый курс по антиэйджизму, причем охватываем обе стороны.
Вопросы могут быть только к квалификации врача. И если врач имеет достаточную квалификацию, то ему можно доверять. Но здесь многое зависит от коммуникативных навыков врача и его умения контактировать с пациентом. Очень сложно лечить пациента, который тебе не доверяет.
Впрочем, могу говорить о том, что большинство наших выпускников полностью готовы к самостоятельной работе.
Кроме того, наше учебное заведение имеет Университетскую клинику. Поэтому мы являемся работодателями не только для преподавателей, но и для врачей. Более половины врачей, которых мы принимаем к себе на работу, - это наши выпускники, которые завершили прохождение интернатуры. И мы им полностью доверяем.
– Что нужно сделать, чтобы удержать молодых специалистов в Украине?
– Для того, чтобы выпускники оставались работать в Украине, необходимо создавать условия, которые бы их удовлетворяли.
С другой стороны, если врач имеет опыт работы в других клиниках, в других условиях, в других странах, это только добавляет ему плюс. Поэтому не стоит бояться того, что молодой врач хочет поработать еще где-то. Но надо стремиться, чтобы он вернулся.
Рынок труда сейчас становится все более открытым. В самом начале разговора я говорил о дефиците медицинских кадров. Он есть во всей Европе, и очень ощутим в восточноевропейских странах, где зарплаты врачей довольно конкурентные.
Но даже при таких условиях в европейских странах есть дефицит врачей. Это обусловлено тем, что условия труда врача автоматически не комфортные. Как минимум, кому-то нужно работать ночью, кому-то надо работать в выходные или праздничные дни. Не каждый на это готов, даже при условии достаточного финансового вознаграждения.
Чтобы врач хотел работать, должны быть надлежащие и финансовые, и нефинансовые условия.
До этого мы говорили об образовательной среде, а сейчас говорим о среде, в которой работает врач. Для врача важно, чтобы ему было комфортно работать, чтобы он имел возможность балансировать работу с отдыхом. Для него важно понимать требования к себе и, соответственно, иметь минимум нервного напряжения.
Врач стремится чувствовать себя защищенным и со стороны работодателя, и со стороны пациента.
В прошлом году я стажировался в Northwestern Clinic в Чикаго. И там первое, что бросается в глаза, когда заходишь на любую точку контакта с пациентом, будь то экстренная помощь, стационар или поликлиника, - везде большими буквами написано: "Мы не терпим никакого проявления неуважения и грубости по отношению к медицинскому работнику".
– А почему, по Вашему мнению, у нас врачи получают довольно низкие зарплаты, хотя профессия врача в целом считается престижной?
– На самом деле во многих случаях доход врачей значительно больше, чем тот, который мы себе представляем, ориентируясь на государственное медицинское учреждение и заработную плату 20 тысяч гривен. В частных клиниках Киева доходы врачей значительно выше.
Во всех странах врачи, кроме основной работы, дают дополнительные консультации и имеют дополнительную работу. Я говорю об этом, ориентируясь на опыт коллег из Польши, Румынии, Литвы, Великобритании, США. Все работают в нескольких медицинских учреждениях параллельно, чтобы иметь достойный уровень жизни.
В Украине возможностей заработка для медицинского работника тоже достаточно.
– А в контексте сельской медицины? Там возможности ограничены, но ведь и в селах надо кому-то работать.
– Эту проблему необходимо решать не таким образом, чтобы заставить врача приехать работать в село. Сама громада должна понимать, какой им нужен врач и что они готовы для этого сделать.
Когда мы сотрудничаем с громадами и представителями местного самоуправления, говорим и о том, какие условия и заработную плату они готовы предложить врачу, чтобы он был мотивирован у них работать. По моему мнению, громадам под силу и создать условия, и мотивировать финансово.
Поэтому все зависит от среды, в которой врачу придется работать. И громада, которая хочет иметь у себя врача, должна для этого что-то сделать, приложить усилия.
В Украине есть много примеров успешной сельской медицины, где счастливыми чувствуют себя все. Довольны и врачи, которые стажируются за границей, совершенствуют свой профессиональный уровень, имеют дополнительную частную практику. Довольна и громада.
Есть и обратные примеры - ободранные стены и минимальная заработная плата. В таких условиях будут работать только те врачи, которые по определенным причинам не имеют другого выхода.
Важна правильная организация менеджмента здравоохранения. Бывает такое, что громада хочет содержать больницу, но не имеет возможности это делать. Очень часто громада хочет иметь роддом, но количество родов в ней таково, что врач будет деквалифицированным в принципе.
– Привлекаются ли студенты к научно-исследовательской работе университета?
– Научно-исследовательская работа - это важный образовательный компонент.
Мы уже говорили о том, что для врача важно понимать клинические исследования. Врач, работая с пациентом, исследует его заболевание и методы лечения, которые можно применить. Поэтому он должен понимать, что такое научная работа, формирование гипотезы, ее проверка, опровержение или не опровержение, достоверность результатов.
Безусловно, врачу необходимы навыки научной работы. И чем квалифицированнее хочет быть врач, тем в большей степени он будет развивать у себя критическое мышление.
В нашем университете есть студенческое научное общество, есть общество молодых ученых. У нас учатся более 500 аспирантов. Растет количество научных публикаций специалистов нашего университета. Мы активно сотрудничаем с нашими зарубежными партнерами - из США, Хорватии, Германии, Польши, Румынии. В этих странах наши студенты и сотрудники проходят стажировку.
– Имеет ли ваш университет недостаток преподавательских кадров, в частности в результате мобилизации?
– Проблема с преподавательскими кадрами, к сожалению, есть, но мы постоянно работаем над ее решением. Делаем это преимущественно двумя путями.
Во-первых, сами "воспитываем" кадры, то есть привлекаем к работе преподавателями перспективных студентов нашего университета.
Во-вторых, привлекаем кадры извне. Прежде всего, мы заинтересованы в том, чтобы привлекать кадры из практической медицины, если это касается медицинских специальностей, или из фармацевтической сферы, если это касается обучения будущих фармацевтов.
То есть мы ищем людей, которые мотивированы делиться своими знаниями, и обучаем их, как это сделать. И, безусловно, мы все больше работаем с международными партнерами для того, чтобы привлекать их к преподаванию в нашем университете.
– И напоследок: можно ли говорить о том, что диплом НМУ имени А.А. Богомольца - это залог качественного медицинского образования?
– Если бы я не мог подтвердить эту фразу, я бы не взял на себя ответственность руководить этим учреждением высшего медицинского образования.