Украинское Рождество сто лет назад - это микс архаичных дохристианских кодов, глубокой семейственности и невероятной обрядности. На старых фотографиях начала 20 века видно - праздник не был "только о кутье". Это было главное зимнее событие года - с тщательно сохраненными обрядами, ночными колядами, ватагами парней, которые обходили дома, и яркими действами, которые сегодня кажутся почти театральными.
Как выглядело Рождество в украинских селах в прошлом столетии, рассказывает РБК-Украина.
Сто лет назад украинские села праздновали Рождество максимально обрядово. Дом убирали за несколько дней: мыли пол, отбеливали стены, украшали сухими дождевыми пахучими травами.
В покуте ставили дидуха - главный символ продолжения рода и достатка. В некоторых регионах рядом клали маленького "пшеничного паука" из соломы - это должен был быть оберег "на добрый год".
На Святвечер на стол ставили 12 постных блюд. Это не "христианская символика апостолов" в первоначальном смысле - в селах начала 20 века традиция считалась прежде всего "календарной", укорененной в дохристианской модели цикла года: 12 месяцев, 12 пожнивных периодов.
Перед ужином хозяин выносил кутью "звать Мороза", чтобы тот "не вредил скоту и дому".
Святвечер. Хмельницкая область, 1949 год (фото: Музей Ивана Гончара)
Главным действом Рождества сто лет назад была коляда. В селах это был не просто обход домов, а социальное событие - колядники становились носителями доброй вести, а хозяин, который встречал их щедро, считался "человеком чести".
Состав ватаги:
Где-то в Украине, 1930 год (фото: Facebook-страница краеведа Татьяны Яцечко-Блаженко)
В начале 20 века вертеп был одним из самых любимых рождественских развлечений. Это был полноценный театр в двух частях:
Вертепники ходили по селу с деревянной двухэтажной шкатулкой, оформленной как "маленький театр".
Буковина, первая половина 20 в. Румынские колядники (фото: Facebook-страница краеведа Татьяны Яцечко-Блаженко)
После Рождества шел Щедрый вечер, где главным персонажем была "Коза". Маска была огромной, с деревянной щелкающей челюстью - в Карпатах ее делали из старых решеток или лубков.
Тот, кто играл "Козу", должен был танцевать, падать, умирать и "воскресать" - все это символизировало обновление года.
Город Березно, 1930-е гг. Вертеп храма Рождества Пресвятой Богородицы (фото: Березновский краеведческий музей)
Рождество сто лет назад - это не только еда и театралика. Это было время семейного "предсказания года". Вечером после коляды молодые девушки гадали на свечах, тени или следы под окнами. Хозяева раздавали детям яблоки, орехи, сладкие калачи - это считалось "инвестицией в хороший урожай".
В большинстве регионов хозяйка обязательно "засевала" кутью зерном - кто попробует первым, тому будет везти.
Колядники, Волынь, начало 20 в. (фото: Волынские Новости)
Вас также может заинтересовать:
Для написания этого материала были использованы следующие источники: Волынские Новости, Березновский краеведческий музей, Facebook-страница краеведа Татьяны Яцечко-Блаженко, Институт искусствоведения НАНУ.