Сегодня исполняется 148 годовщина со дня рождения Николая Леонтовича - композитора, чью музыку мир узнает с первых нот, но чье имя десятилетиями замалчивали. Его "Щедрик" звучит на Рождество от Нью-Йорка до Токио, но сам композитор не дожил ни до славы, ни до признания из-за советских агентов.
Какая трагическая история постигла автора одной из самых известных мелодий в мире, рассказывает РБК-Украина.
Николай Леонтович родился в 1877 году на Подолье в семье священника. Музыка была для него не хобби, а средой обитания - он рано начал записывать народные песни, учился в духовных заведениях, но быстро понял: церковная карьера - не его маршрут.
Леонтович работал учителем, дирижером, хормейстером, постоянно совершенствовал технику обработки народной песни. Он не просто гармонизировал фольклор - он превращал его в высокую музыку, понятную миру, не изменяя украинским корням.
"Щедрик" - это не случайный хит, а результат многолетней работы. Леонтович переписывал и шлифовал его минимум пять раз, доводя звучание до идеальной математической точности.
Мировой прорыв произошел уже после его смерти, когда Украинская республиканская капелла под руководством Александра Кошица повезла "Щедрик" в турне по Европе и США. Именно там песня получила новый текст и стала известной как Carol of the Bells - без упоминания о композиторе и без объяснения, что это украинская мелодия.
Факт жесткий, но честный - мир полюбил "Щедрик", не зная, какой ценой он был создан.
Николай Леонтович (фото: Википедия)
23 января 1921 года Николая Леонтовича застрелили в доме его родителей в селе Марковка. Официальная версия - ограбление. Реальность - значительно темнее.
Убийцей был агент ВЧК, который находился в доме под видом гостя. Леонтович активно контактировал с украинской интеллигенцией, поддерживал идею культурной независимости и работал над новыми хоровыми произведениями во время, когда любая украинская самоидентификация воспринималась как угроза.
Это было не бытовое убийство, а обычное в те годы, устранение человека, который мешал. Талантливому композитору было всего 43 года.
Расследование гибели Леонтовича длилось десятилетиями и историки выдвигали множество разнообразных версий. Но свет на эту запутанную историю пролила заведующая отделом областного краеведческого музея Лариса Семенко.
Она много лет собирала материалы в музей и чудом к ней попал толстый дневник известного украинского писателя Степана Васильченко. В дневнике упоминается один из ближайших друзей Леонтовича - Игнат Яструбецкий. Именно он навещал отца композитора после трагедии и записал подробный рассказ обо всех событиях, которые тогда происходили.
Его наследие значительно шире, чем одно рождественское произведение. Леонтович создал более 150 хоровых обработок народных песен, работал над оперой "На русалчин Великдень" по Борису Гринченко и фактически сформировал новую школу украинской хоровой музыки.
Интересный факт: Леонтович был перфекционистом до крайности. Он мог годами не публиковать произведение, если считал его "недостаточно чистым". Именно поэтому часть его музыки была открыта уже после смерти.
Еще один момент, о котором редко говорят: композитор жил очень скромно, почти в нищете. Он не зарабатывал на своем таланте и не искал покровителей - для него музыка была важной духовной миссией.
Леонтович - это история о том, как культура выживает даже тогда, когда человека физически уничтожают. Это история об упущенном шансе - и одновременно о бессмертии. Потому что пулей можно остановить композитора, но не песню.
Вас также может заинтересовать:
Для написания этого материала были использованы следующие источники: Украинский институт национальной памяти, Энциклопедия истории Украины, Институт искусствоведения, фольклористики и этнологии, Википедия.