Почему говорить на русском языке должно быть стыдно? Кто из украинских звезд является рекордсменом по "зашкварам"? Почему государственная поддержка культуры критически необходима именно сейчас? Зачем украинцы до сих пор смотрят Дудя и Собчак? Обо всем этом и не только - музыкант и писатель Сергей Мартынюк рассказал в интервью РБК-Украина.
Сергей "Колос" Мартынюк - украинский писатель и музыкант, фронтмен группы Фиолет, автор романов и поэтических сборников. Во время полномасштабной войны стал военнослужащим, совмещая службу с музыкальной деятельностью и популяризацией украинской культуры.
Его творчество сочетает эмоциональность, социальные темы и современный музыкальный стиль, а книги и песни отличаются лиричностью и глубоким осмыслением реалий современности.
А еще Колос убежден: российско-украинская война - онтологическая, это борьба культур, а не только территорий, поэтому и ставки чрезвычайно высоки.
В интервью РБК-Украина Мартынюк говорит, как реагировать на манипуляцию о "русскоязычных в окопах", демонизацию ТЦК, кто не имеет права говорить о проблемах в армии, а также делится мыслями о популярности хора Гомін, а еще назвал любимые книги, фильмы, места в Украине и даже детские YouTube-каналы.
– Ты не раз подчеркивал, что есть тотальное присутствие русского языка в Киеве. Почему, по твоему мнению, даже после стольких лет полномасштабной войны украинцы до сих пор не преодолели "языковой барьер" в быту?
– Трудно за три, десять, даже тридцать лет побороть то, что навязывалось сотнями лет. Менялся не просто употребительный язык - ломалось сознание, восприятие своей принадлежности к культуре.
И там где, казалось бы, враг с ракетами, дронами и постоянными некрологами в лентах новостей должен был бы помочь нам окончательно избавиться от неполноценности, языковой в частности, мы до сих пор ищем аргументы для многих украинцев, почему без изменений не обойтись. До сих пор объясняем, что российский контент с налогами в РФ возвращается к нам обстрелами и террором гражданских городов. Почему говорить в целом на украинском, а детям дальше тулить "язык" - дно. Но я настроен оптимистично. Пузырьки растут.
– Как, по твоему мнению, стоит реагировать на "знаменитый" (хотя уже и заезженный) в соцсетях аргумент о "русскоязычных в окопах", который часто используют те, кто до сих пор не перешел на украинский?
– Это чистой воды эмоциональная манипуляция и перекладывание ответственности с себя на других. То же самое происходит, когда люди говорят о том, почему должен служить я, а не дети чиновников и депутатов.
Если отвечать рационально, то видимо стоит говорить, что факт общения кем-то на фронте на русском не определяет языковую политику в мирной (относительно!) жизни страны, а она должна существовать и внедряться, хочется это каким-то маргиналам или нет.
Кроме того, военные заняты защитой страны, именно в этот момент, когда борются за свою жизнь и жизнь государства. И многим из них явно не до курсов украинского языка. А ты можешь. Как минимум, пока не там.
– Есть ли в твоем окружении украинские артисты, чьи поступки, несмотря на их предыдущую проукраинскую позицию или публичную риторику, тебя глубоко разочаровали или оказались, мягко говоря, недостойными?
– Нет. Наоборот. Многие признали свою неправоту, недальновидность. Служат, волонтерят, собирают средства. Да, кто-то просто соскочил с этого поезда в степи Европы. Но пусть это будет на их совести. Здесь остались лучшие.
М*даки подтвердили свое абсолютное м*дачество. Иван Дорн, например. Хотя вряд ли кто-то ожидал от него другого. Или Сергей Бабкин, который, мне кажется, является рекордсменом по зашкварам.
– В соцсетях время от времени пишут о проблемах с обеспечением ВСУ и других негативных нюансах. Можешь ли ты опровергнуть популярные мифы или объяснить, что на самом деле не все так плохо, как кажется?
– Проблемы существуют - с мобилизационным обеспечением, нужным количеством оружия, ПВО и так далее. И на это есть объективные причины. Но очень часто об этом в соцсетях рассуждают те, кто никакого отношения к армии не имеет.
Враждебное ИПСО, которое радостно подхватывает и шьет "всепропальские" настроения, пользуется этим максимально. Показательно, как демонизировали ТЦК. Никто же не пишет, что на один случай какого-то ситуативного деструктива происходит вполне обыденные сотни ситуаций, где ТЦК профессионально делает свою работу. Но "зрады" из этого не разгонишь.
Фильтруйте то, что читаете. И донатьте. Это помогает и войску, и вашей ментальности.
– Как ты оцениваешь текущую государственную поддержку культуры в Украине? Должно ли государство поддерживать искусство в условиях тотальной войны, и какие его приоритеты в этой сфере должны быть первоочередными?
– Может казаться, что культура снова "не на часі", но эта война онтологическая - это война культур, смыслов и видений будущего. В далекой перспективе победит тот, чья культура будет более устойчивой к вызовам современности и будет работать на актуальный общественный запрос, а не др*чить на неактуальное имперское прошлое, которое исчерпало себя.
Хватает ли нашей культуре поддержки со стороны государства? Спорный вопрос. Если в плейлистах украинской молодежи до сих пор русская музыка, значит есть вопросы... То, что государство должно вникать, коммуницировать с художниками, молодым поколением, предоставлять возможности - это факт. Особенно теперь, в условиях войны. Защитить украинскую культуру, фундировать ее носителей, сделать ее агрессивно жизнестойкой - вот приоритет, который должен быть первоочередным.
Искренне рад, что есть, к примеру, Украинский культурный фонд, который не только финансово способствует реализации проектов, а позволяет художникам быть свободными в формах своей реализации.
– Почему, по твоему мнению, УКФ является важным и полезным инструментом для развития украинской культуры?
– Хотя бы потому, что УКФ такие единственные в своем роде. Это и о финансовой поддержке, и диалог художников с государством, которое не оставляет их за бортом, и о стимулировании развития художников не только как творческих единиц, но и как грамотных проектных менеджеров. Группы записывают альбомы, которые при других обстоятельствах вряд ли бы вышли, художники проводят концептуальные выставки...
– Какие из этих проектов тебе лично "зашли" и ты можешь посоветовать всем?
– Я думаю, о многих проектах вы слышали, возможно, даже не догадываясь, что это при поддержке УКФ. Подкаст "Українізейшн", Детский кинофест, наш поэтический проект "Відчуй", социальный проект "Вдома" от ТНМК. Это первые, которые пришли в голову.
– Как ты оцениваешь популярность хора "Гомін", который исполняет каверы на чужие песни? Это нормальный способ популяризации, или, по твоему мнению, такая практика вредит развитию оригинальной украинской музыки?
– Думаю , что наша массовая культура живет, самонаполняется, ищет формы и проявления, дискутирует, плодит срачи, выясняет отношения, разбирается - г*вно "Смарагдове небо" или г*вно умеренное...
Гомін очень вайбовый, хотя я вряд ли пошел бы на такой концерт. И каверы здесь это хороший инструментарий для популяризации, переосмысления того, что могло навсегда остаться в прошлом.
Я думаю, вопрос окончательного вытеснения руснявого контента до сих пор не закрыт, а значит актуальны все формы и проявления: от Гомона до побратима Мирослава Кувалдина, который делает околовоенный шансон.
– А как ты относишься к каверам на собственные песни?
– Все зависит от каверов. Если талантливо, то сердце цветет, от того, что музыка живет своей жизнью.
– Почему, несмотря на все, значительная часть украинцев продолжает смотреть российский контент - Дудя, Собчак и т. д.? Это просто привычка или здесь кроется что-то глубже?
– Отсутствие культурного раздела между ними и нами, который стал привычкой, и вырос из агрессивной денационализации украинцев. В детстве мы употребляли слово "наши", для обозначения понятных для нас языковых продуктов, - для многих оно до сих пор актуально.
Но процесс не стоит на месте - вытеснение и культзамена происходит. Возможно, чуть медленнее, чем нам хотелось бы. Но война и отсутствие денег дают о себе знать. Россия вкладывает космические суммы в свое кино и культуру в целом, и делала это веками. Мы только на этапе дискуссий о необходимости финансирования культуры.
– Веришь ли ты, что после войны может вернуться спрос на российскую музыку? И что нужно сделать, чтобы этого не допустить?
– Верю. Поэтому сейчас все в руках рынка, государства, художников, артистов - дойти до такого качества, количества и всенишевости контента, когда искать языково понятные заменители в РФ будет уже просто ненужно.
А еще информационная политика, которая будет четко работать с нарративами о враждебности всего российского и непрестижности его потребления. Русский язык, культура должны стать синонимом маргинеса. Точка.
– Как изменилась публика группы Фиолет за время полномасштабной войны? Чувствуешь ли ты, что слушатель стал более требовательным или же, наоборот, более эмоциональным?
– Люди повзрослели. Больше плачут, искренне смеются, дольше обнимаются, открыто общаются после концертов... Каждому есть что рассказать, каждый хочет быть сейчас услышанным. У каждого своя жизнь, но нас объединяют общие раны. А еще - пустые стулья на концертах, где должны были бы сидеть погибшие защитники. Сейчас наши концерты - это о терапии, которая работает по обе стороны сцены.
– Фиолет недавно представил уникальный концерт, который все восхваляют и называют особенным. В чем заключалась его уникальность и оправдался ли формат, учитывая благотворительную цель?
– Особенность в новом звучании песен, в сочетании двух искусств, в дополнении этого всего технологиями и постановкой. Я люблю кроссжанровость. Джазовые прочтения наших песен, живопись с анимированными картинами, работа с крутыми профиками, которые отвечали за звук и свет, поддержка УКФ, общение с поклонниками после, военные в зале... Все сложилось.
Музыканты счастливы, зрители тоже. Сбор пополнен приятной суммой (во время концерта было собрано более 150 тыс. грн для подразделения DARKNODE, где служит гитарист группы Роман Андрухив - Ред.), а я уже размышляю над новыми экспериментами.
– Ты молодой отец. Какие YouTube-каналы ты смотришь вместе с дочкой и какие бы посоветовал другим родителям для развития детей?
– Я не так много времени провожу с Евой, но знаю, что к счастью сейчас украинского контента для малышей много. Из тех, что запомнил: "Пані Калина", "Студія Назара Савка" (это автор всем известной "Бульки"). Еще дети смотрят англоязычные каналы.
А вот с подростковым украиноязычным контентом у нас ситуация в разы хуже. Старшую Злату приходится контролировать в потреблении контента, хотя она достаточно сознательная. Но ниша подросткового контента на украинском очень уступает российскому.
– Назови свой топ фильмов и сериалов, которые тебя впечатлили или помогли отвлечься от реальности.
- С топами сложно. Слишком много позиций. Но очень люблю то, что делает Ари Астер и Джордан Пил. Это из режиссеров последних лет пяти. Неизменно в глубину, сатиру, испуг и природу человеческого. И подумать, и отвлечься.
Из последнего топового - фильм Пола Томаса Андерсона "Одна битва за другой". Нам очень не хватает кино, которое бы с такой откровенностью говорило о нас.
– Какие пять книг ты бы посоветовал прочитать каждому украинцу прямо сейчас и почему?
– Прочитайте последние две книги Артура Дроня. И поэзию ("Тут були ми"), и сборник короткой прозы ("Гемінґвей нічого не знає"), в которой Артур переосмысливает свои военные опыты. Пронзительность, которая разрывает и одновременно утверждает нас в своей правоте, как людей, защищающих свою землю.
И Артем Чех с его романами последних лет о наших 90-х и прошлогодней "Піснею відкритого шляху", в которой украинский крепостной середины 19 века попадает на гражданскую войну в штатах. Это огонь!
– Какие любимые места и локации в Киеве ты посещаешь сегодня, когда есть возможность?
-–Люблю гулять с дочкой по берегу Днепра на родных Осокорках. Там хорошо. Чувствуется, почему я в свое время переехал в Киев.
В людные места сейчас не тянет. Не хватает времени "с глазу на глаз": в тишине, без лишнего. В людных местах сейчас часто тригерит - по ощущениям, у многих жизнь ни*уя не изменилась. Хотя это и поверхностное впечатление, которое не является определяющим. Никогда не знаешь, где брат, отец или сестра какого-то конкретного человека. Надо контролировать эмоции. С этим у меня сейчас сложно.
Из последних заведений, которые заценил - это "Палочки" в районе метро "Олимпийской". Люблю восточные кухни, люблю мясо в кисло-сладком соусе.
– Куда бы ты посоветовал поехать в Украине осенью? Какие твои любимые места для путешествий по стране, которые помогают восстановить внутренний ресурс?
- Хотя бы Киевское Полесье... Леса выше Лютижа, Киевское море, где местами не видно горизонта. Там хорошо дышится, особенно осенью, когда останавливается туристический сезон. Плюс, можно грибы пособирать (хотя мои последние вылазки были не очень успешными). Главное, смотреть под ноги - сюрпризов от орков еще хватает.
– Кто из украинских музыкантов, по твоему мнению, недооценен? Кого бы посоветовал послушать всем?
– Есть олдскульная группа Очеретяний кіт - очень приятный, чилловый фолк-соул с интереснейшими текстами и вайбом уюта.
Есть группа Марний, которого почти нет, потому что Андрей Дорош в "Азове", а Яков Марный в ДК Энергетик.
Есть побратим Александр Ремез (вокалист киевской группы RvB - Ред.), который прекрасно умеет в фирменную американщину, и очень тонко чувствует как военный реалии войны.
Есть рэпер Рома Майк, которому очень хорошо получается в джазхоповые грувы и близкую мне лирику.
Есть проект Кодло, которого уже нет, но на стримингах можно послушать прикольный мини-альбом... Много чего есть. И я рад, что оно существует. Несмотря ни на что.