ua en ru

Монах, которого называют первым сатириком Украины 17 века: как он высмеивал алчность и лицемерие

Монах, которого называют первым сатириком Украины 17 века: как он высмеивал алчность и лицемерие О чем писал первый сатирик Украины Климентий Зиновиев (фото: Getty Images)

Еще задолго до Григория Сковороды украинский монах Климентий Зиновьев создал сборник острых афоризмов и сатирических стихов, в которых осуждал человеческую алчность, несправедливость и лицемерие. Его творчество - это уникальный документ эпохи, который показывает, что общественные проблемы 17 века были не менее актуальными, чем сейчас.

Какие пороки общества эпохи Барокко высмеивал украинский монах в своих стихах, рассказывает РБК-Украина.

Кто такой Климентий Зиновиев

Климентий Зиновиев - украинский писатель, монах и проповедник, один из первых этнографов, священник, церковный деятель и путешественник.

Вероятно, родился на Поднепровье в середине 17 века. Некоторое время жил в Киеве, где имел отношение к духовным школам и братским монастырям.

Занимался переписыванием книг, обучением и проповеднической деятельностью, а в свободное время записывал собственные наблюдения о людях. Он много путешествовал и записывал украинские народные пословицы и поговорки. Стоит добавить, что писал он исключительно на староукраинском языке.

Его главный труд - "Сборник стихов и моральных поучений" считается одной из первых попыток создать украинскую сатиру нового времени. В ней Зиновиев описывал ремесленников, наемников-бурлаков и крестьян.

В середине 17 века, когда украинские земли жили между войнами, голодом и поисками духовного смысла, монах Климентий Зиновиев писал то, что не решались сказать вслух. Он был не знатного рода, не ученый и не господин, а скромный священнослужитель, который видел человеческую слабость вблизи - в монастырях, селах, на ярмарках.

Именно этот опыт он превратил в сборник афоризмов и сатирических стихов, ставших зеркалом общества эпохи Классицизма. В своих произведениях Климентий писал о жадных попах, напыщенных господах, лентяях и лицемерах - но делал это не с ненавистью, а с моральным состраданием и добрым юмором.

Его стихи, написанные живым народным языком, легко читались и передавали горькую правду с иронической улыбкой. Это были не просто наставления, а поэтические зарисовки из жизни, в которых читатель узнавал себя, соседа или знакомого.

Зиновиев не имел высоких покровителей, поэтому его рукопись не была напечатана при жизни. Тексты распространялись в списках, их переписывали монахи и ученики, потому что в этих строках - искренняя правда о человеке.

Потерянные произведения

При жизни Зиновиев не издал ни одного сборника, и его рукописи почти никто и не видел. Только через 150 лет после его смерти в одном из черниговских монастырей украинский писатель-этнограф Александр Шишацкий-Ильич наткнулся на сборник произведений. В рукописи не было начала и конца, в целом она содержала 321 страницу.

В рукописи были: сборник стихов, который поэт готовил к печати, сборник народных пословиц и поговорок, размещенных по алфавиту и стихи, которые Зиновиев написал значительно позже.

Шишацкий передал эту рукопись Пантелеймону Кулишу, в 1859 году в "Русской беседе" вышла первая заметка "Климентий, украинский стихотворец времен гетмана Мазепы". Еще одна вышла в 1861 году в журнале "Основа" и стихи Зиновиева вызвали интерес. До печати всего сборника дело так и не дошло и существовала гипотеза, что рукопись сгорела во время пожара.

Однако в 1909 году Сергей Маслов нашел рукопись Зиновиева в фондах библиотеки Киевского университета св. Владимира, а в 1912 году Владимир Перетц опубликовал все поэтическое наследие.

Только в 1971 году Институт языкознания издал полностью всю рукопись Зиновьева, а это около 400 стихов и 24 тысячи пословиц и поговорок.

Творчество Климентия Зиновиева (адаптированное)

Цитаты из труда "Сборник стихов и нравственных поучений"

  • "Не тот велик, кто имеет власть, а тот, кто имеет совесть".

Напоминание, что сила без нравственности ничего не стоит.

  • "Богатство пройдет, а слава добра останется".

Призыв ценить не деньги, а добрую память.

  • "Кто слушает правду - того не любят; а кто льстит - того почитают".

Острая сатира на человеческое лицемерие.

  • "Не на золото смотри, а на душу странного человека".

Мораль, которая звучит актуально и через три века.

  • "Свои грехи не видим, а чужие - под лупой ищем".

Универсальная формула человеческого поведения, которая не стареет.

О убогих людєх

О горе бідним людєм убогим на світі,

же не могуть скутечної радості іміти.

А багатому аще і скорб часом ткнеться,

то в том же йому часі рихло і минеться.

Бо багач суддям очі мздою забиваєт

і тоєю до конця оних осліпляєт.

А убогий неборак, хоч мало споткнеться,

певне, побіденному, дармо не минеться.

Або будет в здоров'ю бідний шванкувати

іли которим іним лихом торгувати,

І єсли од багатих милості не получить,

то, хоч рад або не рад, з душею розлучить.

О боже, чому ж то ти вбогих опущаєш,

на скорб і на сльози їх оком не смотряєш?

Чи тим, же багач царство может купувати,

а ти, яко бог, можеш і нендзному дати,

А поневаж судія єст-єсь справедливий,

сотвори ж і на землі в панов суд правдивий,

Аби тя, судію, больш юж не оскорбляли

і жеби безвинне душ больш не погубляли.

Але даруй властєм мир і любов в їх серця,

молим ті ся, господи наш, од всього серця.

О Багатстве і Ніщете

Кождий би хотів собі також багатим бить,

але мусить на світі так жить, як набіжить,

І тим рогом чесатись, которим достанет -

і будет троха іміть, як робити станет.

Бо убогих повсюду больше єст найпаче,

і правдивая то річ єст, а не іначе.

Багатство кому то бог ісхочет даровать,

іний мало на тоє будет і працьовать,

А іний, хоч през ввесь вік труди полагаєт,

а єднак, побіденник, мало чого маєт,

І день од дня працюєт і не может міти,

тілько мусить, бідний, хоч і не рад, терпіти.

І подобно, то так бог восхотів іздавна,

що поставив чловєка чловєку неравна,

Бо єсли б праве могли всі багатими бить,

то нікому било би і хліба робить.

Ти же, боже, не забудь убогих до конця -

його же милості і ласці немаш конця -

А багатим повели вбогих вспомагати,

а небесним царством рач їм нагорожати,

І автора вспоможи сього як нищетна -

благодать бо і милость твоя неіщетна.