ua en ru

Обзор рынка каш моментального приготовления

На российском продуктовом продовольственном рынке представлен довольно широкий ассортимент каш и крупяных смесей быстрого и моментального приготовления. Эти товары воспринимаются потребителями как доступные, но в отличие от других «родственных» продуктов, таких как лапша или супов, считаются более натуральными. Вот почему каши и смеси быстрого и моментального приготовления, выпускаемые отечественными и зарубежными производителями, достаточно востребованы в сложных экономических условиях. Рынок развивается, производители выпускают новые виды продуктов, ориентируясь на изменение запросов и вкусов потребителей.

Спрос на каши моментального приготовления не имеет ярко выраженной сезонности, что позволяет отнести их, скорее, к повседневным продуктам, «продуктам привычки». Согласно результатам исследования Key Accounts Index, в 2009 году на овсяные каши приходилось 75% продаж каш моментального приготовления в стоимостном выражении. Второе место занимают миксы - их доля составила 20%. В объемном выражении в 2008 и 2009 годах отмечалось существенное падение доли овсяных каш и рост популярности сегмента «миксы».

В прошлом году на российском рынке каш моментального приготовления были представлены более 30 компаний-производителей, а средний ассортимент каш в магазинах современных розничных форматов составил 13 наименований. В 2009 году первые два рейтинговых места по продажам занимали компания Nestle SA (Швейцария) и «Петербургский мельничный комбинат», суммарная доля которых превышала 40% рынка.

Рост розничных цен в сегментах каш моментального приготовления в 2009 году происходил неравномерно. Как сообщает издание Russian food & drinks market, в наименьшей степени, выросли цены на гречневую кашу - на 3,6%. Цены на овсяную кашу и «миксы» выросли соответственно на 4,8 и 4,1%. Другие сегменты - рисовая, пшеничная, пшенная, ячменная, манная, кукурузная каша и каши с добавками - в среднем в совокупности показали рост цен более чем на 16%. По итогам 2009 года самыми продаваемыми в натуральном выражении являются каши среднего ценового диапазона - доля этого сегмента составляет около 56%. Низкий ценовой сегмент занимает около 35% рынка, а премиальный - 9%.

В целом по категории «каши моментального приготовления» в 2009 году по отношению к 2008 г. наблюдался рост продаж, который составил около 1% в натуральном выражении. Как сообщает издание Russian food & drinks market, значительный вклад в рост продаж внесли торговые сети, работающие в формате «дискаунтер». В магазинах сетевой торговли в ассортименте исследуемой категории присутствуют частные марки. Разница в ценах на бренды производителей и частные марки в 2009 году увеличилась на 6 п.п. и составила около 60% в пользу последних. Тем не менее, по итогам 2009 года, совокупная доля частных марок в продажах каш быстрого приготовления снизилась на 2% и составила около 32% в натуральном выражении.