ua en ru

Обзор российского рынка слабоалкогольных коктейлей

Российский рынок слабоалкогольных напитков на протяжении нескольких лет, по данным Euromonitor International, характеризовался неустойчивостью. Причиной тому послужили постоянно меняющийся размер ставки акциза, а также экономический кризис, оказавший негативное влияние на производство и потребление этой продукции. После 10 лет стабильно положительной динамики рынка алкогольных напитков и постепенного переключения потребителей на более дорогую продукцию, в 2009 году продажи резко пошли на спад. В 2009 году объем российского рынка алкогольных напитков в целом сократился году на 6% в натуральных показателях - до 14 млрд литров. При этом показатели 2010 года могут оказаться еще более плачевными, поскольку государство планирует предпринять ряд мер по сокращению подушевого потребления алкогольных напитков на 55%, а также ввести новые ограничения на рекламу и условия продажи алкоголя.

В сегменте слабоалкогольных коктейлей также наблюдалась нестабильная ситуация. Перманентное изменение регуляторной политики государства, рост стоимости сырья и упаковочных материалов, а также высокий уровень инфляции способствовали росту розничных цен на эти напитки - на 10% в 2009 году. Все эти факторы, а также снижение покупательной способности населения привели к тому, что за последний год произошло значительное падение продаж упакованных слабоалкогольных коктейлей в натуральном выражении - на 6%, до 396 млн литров. В ближайшие пять лет ожидается дальнейшее снижение объемов этого рынка. Кроме того, в 2010-2015 годах огромное влияние на развитие российского рынка слабоалкогольных коктейлей окажет запрет на продажу алкогольных напитков в киосках. В 2009 году этот сбытовой канал обеспечил 31% продаж упакованных коктейлей.

Однако, несмотря на эти неблагоприятные изменения, прогнозы для рынка слабоалкогольных коктейлей выглядят намного оптимистичнее, чем для рынка крепкого алкоголя. В последнее время на российском алкогольном рынке наблюдалась тенденция переключения потребителей на менее крепкие напитки, что играло на руку производителям коктейлей. Так, за последние пять лет потребление крепкого алкоголя сократилось на 17% - с 14 до 12 литров на душу населения, - в то время как потребление готовых коктейлей оставалось практически неизменным - 3 литра на душу населения.

Коктейли на основе солода (бирмиксы), в прошлом году оказались в наиболее выгодном положении по сравнению с другими категориями, сообщает издание Russian food & drinks market. Для их продажи не требовалось специального разрешения, уровень акцизных сборов для этой категории был ниже, кроме того, эти напитки можно было рекламировать по телевидению. Однако эта товарная категория появилась на российском рынке недавно, не успев сколько-нибудь существенно увеличить свою долю продаж.

Коктейли на основе вина являются второй по емкости категорией, занявшей в 2009 году 7% продаж в натуральном выражении или 31 млн литров. Этот сегмент оказался менее восприимчивым к кризисным явлениям и за прошедший год показал падение продаж на 5% в натуральном выражении. В этом сегменте можно отметить ТМ Pradis Light, Amore и Vintage.

Как отмечает Euromonitor International, тренд здорового образа жизни существенно изменил потребительское поведение на многих FMCG-рынках. Этот тренд открыл дополнительные горизонты роста и для производителей алкоголя за счет возможности увеличения потребительской аудитории даже на сформировавшихся зрелых рынках. Разновидности напитков с низким содержанием углеводов и пониженным содержанием алкоголя, низкокалорийные напитки, напитки из экологически чистого и натурального сырья - вот наиболее яркие «представители» тренда в алкогольной индустрии. Следует отметить, что развитие категории напитков из экологически чистого и натурального сырья несколько замедлится в ближайшей перспективе, до окончания экономического спада, поскольку такие напитки позиционируются в премиальном сегменте. Тем не менее, ядро сформировавшейся потребительской аудитории сохранит интерес к натуральным и экологически чистым напиткам, воспринимая их как необходимую и доступную роскошь. Напитки с низким содержанием углеводов и низкокалорийные напитки будут занимать лидирующие позиции в этой нише, строя свои стратегии успешного продвижения на обращении к молодежной и женской аудиториям.