ua en ru

Читайте в газете "Экономические известия" 7 марта 2008 г.

Государство отказывается от сладкого У Нацбанка отберут деньги НПФ Бензин дорожает под давлением нефти Государство отказывается от сладкого Правительство продаст госпакеты девяти сахарных заводов. Реализовать их будет сложно, поскольку мощности по переработке свеклы и так значительно превышают внутреннее потребление. Госпакеты акций сахарных заводов внесены в перечень компаний, подлежащих продаже в текущем году. Правительство поручило Фонду госимущества подготовить компании к приватизации, в частности, внести предложения о продаже их вместе с земельными участками. Государство готово расстаться с 23,69% акций ОАО "Кожанский сахарный завод" (номинальная стоимость госдоли — 1,438 млн. грн.), 24,911% в уставном фонде ОАО "Зарожанский сахарный завод" (1,895 млн. грн.), 10% в ОАО "Шепетовский сахарный завод" (1,252 млн. грн.). Правительство также планирует продать долю в размере 24,952% в уставном фонде ОАО "Дружбинский сахарорафинадный завод" (953,85 тыс. грн.) и 22,951% в уставном фонде ОАО "Сумской рафинадный завод" (3,302 млн. грн.). Кроме того, продаже подлежат 5,387% в уставном фонде ОАО "Рокитнянский сахарный завод" по номинальной стоимость госдоли — 46,845 тыс. грн, 4,938% в уставном фонде ОАО "Старевский сахарный завод" (номинальная стоимость — 18,41 тыс. грн.), 5,178% госдоли в ОАО "Сахарный завод им. Шевченко" (243,88 тыс. грн.), 17,462% в уставном фонде ОАО "Галичцукор" (880,72 тыс. грн.). Зампредправления Национальной ассоциации сахарников "Укрсахар" Александр Петриченко отмечает низкую привлекательность части предлагаемых к продаже предприятий. "Старевский — очень маленький завод, и у них нет очистных сооружений. Часть предложенных заводов вообще не запускалась в этом сезоне,— отмечает он.— Но, тем не менее, расположения предприятий хорошие". Господин Петриченко отметил, что наиболее вероятным является вариант, когда госдолю докупит действующий акционер предприятия. "Например, у Рокитнянского сахарного завода очень серьезный инвестор, может, захочет дополнить существующий пакет",— говорит он. В компании "Евросервис-Украина", контролирующей Рокитнянский завод, отметили, что вопрос допокупки акций находится на стадии рассмотрения. У Нацбанка отберут деньги НПФ Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг намерена обратиться к Национальному банку Украины с требованием привлечь компанию-хранителя для обслуживания корпоративного негосударственного пенсионного фонда НБУ. "Самостоятельное обслуживание Нацбанком своего фонда в качестве хранителя прямо противоречит закону", - сообщил глава комиссии Валерий Алешин. Напомним, создать корпоративный НПФ совет НБУ решил еще в июле позапрошлого года (см. "і" №330). Негосударственная пенсия нужна чиновникам для того, чтобы обойти ограничения по максимальному размеру пенсии, выплачиваемой из Пенсионного фонда. (Такие ограничения из года в год устанавливает Минфин в законах о госбюджете, в этом году максимальная планка для нацбанковцев — 12 минимальных пенсий (4980 грн. в начале года- Авт.). При этом закон позволяет НБУ выступать в роли администратора и компании по управлению активами своего фонда, на что банк уже получил соответствующие разрешения Госфинуслуг и Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Раньше оба ведомства не возражали, чтобы НБУ выступал еще и хранителем активов, хотя соглашались, что это не совсем законно. "Нацбанк настаивал, что в противном случае будет конфликт интересов. НБУ не может назначить хранителем коммерческий банк, поскольку это противоречит его функции регулятора — НБУ должен непредвзято надзирать за комбанками",— отмечал г-н Алешин. - Конечно, с точки зрения законодательства, это не аргумент. Поэтому мы предлагали Нацбанку написать отдельный закон, который сделал бы схему "три в одном" легитимной. Но он решил, что это слишком долго и хлопотно". Бензин дорожает под давлением нефти Консалтинговая компания UPECO представила прогноз, по которому в ближайшие недели произойдет существенное ускорение роста розничных цен на нефтепродукты. В течение ближайшей недели средняя цена на бензин А-95 на заправках Украины может достичь 5,60 грн./л, на дизтопливо — 5,50-5,55 грн./л. "Дальнейшее развитие событий будет зависеть исключительно от динамики мирового рынка",— говорит директор UPECO Сергей Куюн. По итогам февраля цены на эталонный сорт нефти Brent выросли на 10,6% и 29 февраля превысили отметку $100 за баррель (CIF северо-западная Европа). Цены на российскую экспортную нефть к концу февраля достигли отметки в $98 ($715/т), всего за один месяц увеличившись на 9,8%. Еще быстрее растут цены на нефтепродукты всех видов. Только за февраль бензин А-95 (CIF Средиземноморье) подорожал более чем на 11% и сейчас находится на уровне $870 за т (+$88/т). Рост цен на российское дизтопливо в Средиземноморье происходит еще быстрее: на 15,5% в феврале — до $940 за т (+$126/т). Около 90% нефтепродуктов в Украине — импортного происхождения, поэтому наши оптовые цены с конца февраля — начала марта начинают дублировать динамику европейского рынка. За 1-4 марта отпускные цены украинских НПЗ на бензин А-95 выросли на 13%, на дизтопливо — на 15%. До начавшегося роста цен на нефть с конца 90-х самый высокий ранее зафиксированный уровень отмечен в начале 80-х — $38 за баррель. Но с учетом инфляции, $38 начала 80-х гг. соответствуют $100 нынешних. Согласно статистике 1973 г., когда мировая цена нефти впервые выросла до запредельных высот, стоимость всех потребляемых в той же экономике США энергоресурсов составляла 11,4% ВВП. Сейчас этот показатель где-то на уровне 7-8%, а в Европе еще меньше. Это означает, что нынешняя цена отнюдь не достигла минувших пиков. Как отмечает руководитель центра общественных связей "Лукойл-Украина" Валерий Рясик, временной лаг влияния мировых нефтяных цен на стоимость бензина украинских заправок равен примерно 1,5-2 месяца: "Мы подходим к периоду, когда мировая цена только начинает влиять на внутренний рынок". По словам главы пресс-службы "ТНК-ВР Коммерс" Дмитрия Зверева, сейчас по дизельному топливу более половины украинского потребления является импортом, по бензинам — свыше трети.