Запасы углеводородного сырья по российской классификации существенно завышены, - эксперт
Оценки объемов доказанных запасов по углеводородному сырью в России, полученные в соответствии с международной классификацией PRMS, примерно вдвое отличаются от оценок объемов извлекаемых запасов. Об этом в интервью "РБК daily" заявил директор Энергетического центра бизнес-школы "Сколово" Григорий Выгон.
Эксперт отметил, что реальные запасы углеводородного сырья могут значительно отличаться от тех, которые анонсируются официально: "Энергетическая стратегия, генеральные схемы развития нефтяной и газовой отрасли задают целевые ориентиры для добычи и экспорта углеводородов, которые далеки от реалий, противоречат друг другу и имеют недостаточный горизонт планирования".
"Так, сегодня крайне неэффективно работает механизм утверждения проектных документов. Сначала компании ставят на баланс фиктивные запасы, потом защищают виртуальные проекты разработки, построенные на этих запасах. Причем эти проекты проходят согласование в органах государственной власти, в Минприроды, Минэнерго, но без полноценной экспертизы. В реальности же компании потом работают по проектам, как им заблагорассудится, с существенными отклонениями от утвержденных параметров разработки - от темпа ввода и схемы размещения скважин, от уровней добычи и так далее. Потом эти проектные документы пересматриваются, чтобы хоть как-то привести их в соответствие с фактическим положением дел, и так продолжается до бесконечности", - акцентировал Выгон.
Кроме того эксперт отметил, что когда государство принимает "стратегические решения, как, например, прокладка магистрального трубопровода, то не учитывается, что крупные и уникальные месторождения, запасы которых стоят на государственном балансе, на самом деле в обозримой перспективе никто разрабатывать не собирается. В результате ВСТО сегодня заполняется преимущественно западносибирской нефтью Ванкорского месторождения... В классификации PRMS, кстати, запасы таких объектов равны нулю".