ua en ru

Вводить чрезвычайное положение и отказываться от выборов нет никакого смысла, - эксперт

Валентин Гладких, кандидат философских наук, политический эксперт аналитической группы "Левиафан", специально для РБК-Украина

В последние дни в информационном пространстве Украины все чаще звучат заявления как некоторых политиков, так и отдельных экспертов о возможности и даже целесообразности отмены досрочных президентских выборов. Свою позицию сторонники отмены или отсрочки президентских выборов обычно аргументируют необходимостью стабилизировать ситуацию в Украине, прежде всего на Донбассе. Иначе говоря, они предлагают сначала восстановить конституционный порядок, а уже потом озаботиться проблемой избрания нового гаранта Конституции.

Однако, видимо, чувствуя слабость и уязвимость своей позиции, сторонники этой точки зрения предпочитают избегать прямого ответа на вопрос: каким образом отмена или отсрочка досрочных президентских выборов может помочь стабилизировать ситуацию в государстве и способствовать восстановлению конституционного строя? Вместо прямого ответа на этот вопрос звучат банальные фразы о необходимости стабилизации ситуации в государстве путем введения режима чрезвычайного положения, будто сам факт введения такого режима автоматически решит все имеющиеся проблемы.

На самом же деле, вполне очевидно, что введение режима чрезвычайного положения никоим образом не будет способствовать урегулированию безусловно сложной социально-политической и криминогенной ситуации, которая сложилась в отдельных населенных пунктах Луганской и Донецкой областей. В конце концов, режим чрезвычайного положения - это не магическая формула друидов и не волшебный напиток мишек Гамми, который мгновенно заставит "зеленых человечков" раствориться в воздухе, освободит захваченные "сепаратисто-федералистами" административные здания, мотивирует правоохранительные органы активизировать борьбу с противоправной деятельностью "пророссийских активистов", сделает украинскую армию боеспособной и уничтожит коллаборационистов и предателей. Собственно как этого не сделали ни "последние предупреждения" и ультиматумы главнокомандующего, ни антитеррористическая операция, которую уже несколько дней проводят украинские силовики. К сожалению, единственное, что автоматически может сделать введение режима чрезвычайного положения - это сделать невозможным проведение выборов.

Следовательно, если мы хотим отменить проведение досрочных президентских выборов, тогда введение чрезвычайного положения может быть весьма эффективным. Если же мы хотим решить проблемы с "зелеными человечками" и "пророссийскими сепаратистами", тогда введение чрезвычайного положения ничего не добавит к уже имеющимся в нашем распоряжении ресурсам и инструментам.

То же самое касается и военного положения, попытки ввести который явно прослеживается в требованиях Юлии Тимошенко к международному сообществу официально признать факт войны Российской Федерации против Украины. Между тем, опять же стоит осознавать, что введение военного положения не сделает Вооруженные Силы Украины более боеспособными и не повысит их боевой дух и морально-волевые качества. Единственным положительным следствием может быть разве что гипотетическое признание мировым сообществом Российской Федерации стороной конфликта, который потенциально может позволить обойти право России на вето при принятии решения в отношении Украины в Совете безопасности ООН. Однако даже в этом случае не стоит особенно рассчитывать на то, что какие-то решения ООН смогут остановить российскую агрессию против Украины.

Следовательно, введение ни чрезвычайного, ни военного положения не решит проблем, с которыми столкнулась новая украинская власть, поэтому вводить военное или чрезвычайное положение, отказываясь от проведения досрочных президентских выборов, нет никакого смысла и практической целесообразности.

Как аргумент в пользу отсрочки президентских выборов до момента урегулирования ситуации на Донбассе также выражают тезис об объективной неспособности центральной власти обеспечить в нынешних условиях свободного волеизъявления граждан на всей территории Украины. Однако такое утверждение более чем сомнительное.

Во-первых, не стоит преувеличивать степень неконтролируемости ситуации в Донбассе. На самом деле, в большинстве населенных пунктов Луганской и Донецкой областей сохраняется довольно спокойная атмосфера, несмотря на попытки отдельных групп дестабилизировать ее. При таких условиях вполне возможно организовать нормальную работу избирательных комиссий и провести прозрачные, демократические выборы. Особенно если принять во внимание тот факт, что представителям центральной власти удавалось организовывать и провести сравнительно свободные и демократические выборы даже в Ираке и Афганистане, где социально-политическая ситуация была намного сложнее, чем сейчас в Украине. Главное - это наличие у центральной власти желания провести выборы.

Наконец, не стоит забывать, что согласно действующему Закону Украины "О выборах Президента Украины": "Признание выборов недействительными или невозможность установления результатов на отдельных избирательных участках не ставит результат выборов под сомнение в целом. В случае если голосование в пределах отдельных территориальных избирательных округов не состоялись, результаты голосования в день выборов Президента Украины устанавливаются по итогам голосования в других территориальных округах".

Таким образом, любые заявления о невозможности проведения досрочных президентских выборов из-за сложной социально-политической ситуации в отдельных населенных пунктах Луганской и Донецкой областей, на самом деле, являются ничем иным, как примитивными политическими спекуляциями, выгодными исключительно отдельным неуверенным в собственной победе участникам (участницам) президентской гонки.

Более того, надо четко осознавать, что отмена или отсрочка досрочных президентских выборов с последующими досрочными парламентскими выборами представляет серьезную угрозу украинской государственности, поскольку не только будет свидетельствовать о слабости новой украинской власти, но и затормозит преодоление недостатка легитимности и легальности этой власти, который образовался в результате революционного свержения преступного режима Януковича.

Кстати, надо понимать, что этот недостаток легальности и легитимности мешает новой власти, которая признается ведущими мировыми игроками преимущественно как временная и переходная, решать не только внутриполитические проблемы, но и получать столь необходимую сейчас финансовую поддержку со стороны МВФ, ЕС, США.

Учитывая высказанное выше, всем субъектам политического и избирательного процесса, а также представителям общественности необходимо приложить все усилия для того, чтобы досрочные президентские выборы состоялись в определенное время - 25 мая 2014 года и, отвечая необходимым демократическим стандартам, были свободными и прозрачными. Это должно стать важным шагом на пути выхода из нынешнего социально-политического и экономического кризиса.