ua en ru

Введено новое ограничение прав женщин в Иране

В Иране женщинам запрещено смотреть футбольные матчи рядом с мужчинами, рекламировать продукты питания или косметику, ездить с представителями мужского пола в одном транспорте, а зачастую, и стоять в одной очереди. Кроме того, в последнее время власти страны резко ограничили доступ девушек к высшему образованию. А в преддверии новых выборов в республике, несмотря на отсутствие данного запрета в конституции страны, все женские кандидатуры принудительно были сняты с участия в предвыборной гонке.

Запрет на участие женщин в назначенных на 14 июня президентских выборах постановил Совет стражей конституции страны под давлением ее религиозных членов. Однако в действительности, в иранской конституции нет полной определенности относительно участия женщин в президентских выборах. Но авторитетный религиозный член Совета Мухаммад Язди интерпретировал закон так, что "конституция Ирана исключает участие женщин в президентской гонке". Он также подчеркнул, что "закон не одобряет женщин-президентов, и женские кандидатуры в избирательных бюллетенях не допускаются". В связи с этим тридцать женщин, зарегистрировавшихся в качестве кандидатов в главы государства, не были допущены до выборов. Стоит отметить, что согласно действующему законодательству, женщины в Иране могут баллотироваться на выборах в парламент, и ранее немало из них становились законодателями.

Что касается выборов президента 14 июня, то из 686 зарегистрированных претендентов к участию в выборах Наблюдательным советом Ирана допущены лишь 8. При этом в число исключенных попали два самых сильных претендента. В итоге на выборы идут четыре кандидата, верных верховному духовному лидеру Али Хаменеи, один политический центрист и трое малоизвестных деятелей. В президентских выборах не смогут принять участие Али Акбар Хашеми Рафсанджани, экс-президент Ирана, и Эсфандияр Рахим Машаи, экс-управляющий делами президента Махмуда Ахмадинежада.

По оценке экспертов, исход голосования не повлияет на позицию Тегерана по ключевым вопросам внешней и внутренней политики, включая продолжение ядерной программы. При этом стоит отметить, что высшее правление в стране принадлежит не президенту, а факиху из шиитского высшего духовенства. Это лицо выбирается пожизненно и стоит над президентом и парламентом, оно избирается узким советом духовенства, в отличие от первых, избираемых народом. Высший религиозный лидер Ирана имеет право издавать фетвы по различным вопросам мусульманского права, он также является высшим официальным лицом страны и Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Ирана.

С 1989 года этот пост занимает Али Хосейни Хаменеи. Проблема религиозного правления в стране усугубляется тем, что в шиитской вере нет духовного иерархического единоначалия. Каждый аятолла набирает собственных последователей и по-своему усмотрению толкует религиозные каноны. Поэтому, например, каждый может составлять свой собственный список "антиисламских факторов".

Например, аятолла Джавади Амоли в свой список неисламского внес кухонный угол, поскольку открытое кухонное пространство, по его мнению, не позволяет хозяйке дома при необходимости скрыться от глаз гостей. Под давлением религиозных членов Совета в Иране также введен запрет на использование изображений улыбающихся женщин на рекламных щитах. Более того, актрисы и модели больше не могут появляться на страницах журналов и газет, рекламируя продукты питания или косметику. Кроме того, девочка в Иране с девяти лет обязана носить хиджаб, то есть закрывать волосы, руки до кисти, ноги по щиколотку, если её видит чужой мужчина. Это значит, что на улице, в офисе, в транспорте, в собственной машине, а также дома при крайне религиозных родственниках женщина должна быть одета в брюки, необлегающую рубашку с длинным рукавом, которая прикрывает ноги до середины бедра (а лучше до колена), и платок. А ещё это значит, что женщину, отступившую от требований (пусть даже незначительно), полиция нравов имеет право арестовать и для начала провести с ней воспитательную беседу. На глазах у мужчины женщина также не имеет право танцевать.

На сегодняшний день в стране существуют исламские клирики, которые не вмешиваются в частную жизнь людей, но есть и крайние религиозные школы. В любом случае, очевидно, что все вводимые в республике санкции – не что иное, как способ духовенства осуществлять контроль над людьми. При этом стоит отметить, что большинство иранцев любят и уважают свою религию и свой общественный строй. Тем ни менее, среди молодежи все чаще встречаются поддерживающие исламских реформаторов, считающих, что религия – дело частное, а не государственное. Тенденция к ограничению религиозной власти в управлении страной просматривается и в высших политических кругах Ирана.

В частности, подобные идеи высказывал помощник президента страны Эсфандиару Рахиму Машеи. "Я глубоко уважаю священников, - сказал Машеи, - но они не политики. Их присутствие вредит иранской политике. Их роль должна сводиться только к духовной функции". Однако Али Хаменеи твердо заявил, что духовная власть будет и впредь оставаться в Иране высшей властью. "Пока эта власть жива,- убежден аятолла,- она никогда не позволит отклонений от курса, по которому народ Ирана движется к своим целям".

Таким образом, на сегодняшний день в Иране крайне консервативные высшие духовные лица полностью контролируют ситуацию в стране. И попасть в высшее руководство страны силам, отстаивающим идеи реформации иранского общества, практически невозможно. Так, считающиеся на Западе реформаторами кандидаты Мир-Хосейн Мусави и Мехди Карруби были задержаны, и до сих пор находятся под домашним арестом. Бывший президент Акбар Хашеми Рафсанджани, опирающийся на поддержку реформаторских групп, также вычеркнут из списка предполагаемых кандидатов. Из списка кандидатов удален и Мохаммад Хатами, реформатор и экс-президент.

Тем не менее, сторонники реформ напоминают, что оба кандидата-реформатора, отстраненные от гонки, пользуются популярностью в обществе. Так, в конце марта 2013 года в Иране на сайте Меджлиса прошел опрос на тему "политик года". По результатам опроса Хатами набрал 60% голосов и занял первое место, Рафсанджани набрал 9% и занял третье. При этом в ходе подготовки к выборам Хатами призвал сторонников отдать голоса за коллегу. Такое решение аналитики объясняют тем, что Хашеми Рафсанджани обладает большим опытом политического маневрирования и ведения «закулисной дипломатии», и он мог бы быть удачным выбором для иранского народа. Поэтому отстранение Рафсанджани стало неприятной новостью для тех, кто настроен на реформирование иранского общества в пользу более светского государственного устройства. Таким образом, на сегодняшний день в республике у власти прочно стоят консервативные представители религиозного Совета, ограничивающие все попытки прийти к аппарату государственного правления реформаторские силы.

Так или иначе, в стране постепенно и непрерывно растет число сторонников реформации иранского общества, а значит, что со временем ситуация в республике неминуемо будет меняться в сторону демократии, которая вновь наделит женщин правами на высшее образование и политическую деятельность.

Источник: http://umma.ua/ru/article/article/2013/06/08/20110 Автор: Юлия Чмеленко