Правительство должно снизить топливные налоги и усилить их администрирование, - эксперт
Правительство рассматривает возможность дальнейшего увеличения акцизного сбора на нефтепродукты и параллельного снижения ренты на добычу нефти, несмотря на кризисную ситуацию в отрасли, связанную с девальвацией гривны, повышением налогов и ростом цен на сырую нефть. Об этом сообщает "Консалтинговая группа А-95".
"Фактически это означает, что уменьшение налоговой нагрузки на крупный бизнес будет происходить за счет повышения налогов для рядовых автомобилистов", - заявил директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.
Эксперты считают иллюзорными надежды правительства нарастить бюджетные поступления за счет повышения ставок акцизного сбора. Во-первых, рост налогов приведет к повышению цен на бензин и ДТ, что, в свою очередь, станет причиной сокращения потребления. Во-вторых, увеличение налогов даст новый стимул теневому рынку, который в последнее время и без того растет уверенными темпами.
"Если в 2013 г. налоги в литре бензина составляли около 3,5 грн, то при цене 25 грн/л - более 10 грн/л. После введения 5%-ного сбора с розничного оборота подакцизных товаров в минувшем январе сумма налогов сравнялась с закупочной стоимостью нефтепродуктов по импорту", - отметил Куюн.
По мнению экспертов, во избежание кризиса в топливной отрасли и, соответственно, в бюджетной сфере необходимо снижать налоги и параллельно ужесточать их администрирование. Необходимо отказаться от валютной привязки топливных акцизов и устанавливать их в гривне. "Фиксация акциза, исходя из курса доллара 17 грн, как рассчитывало правительство при верстке госбюджета на 2015 г. (3880 грн/т против текущих 6140 грн/т), позволит снизить цены более чем на 2 грн/л в сравнении с прогнозируемыми в феврале. Одновременно необходимо максимально ужесточить контроль над оборотом нефтепродуктов с целью 100%-ной уплаты акцизного сбора", - сообщают эксперты. Они также отмечают, что в последнее время участились сигналы участников рынка о контрабандных поставках нефтепродуктов через морские порты в Очакове, Николаеве, Измаиле и Рени.
Однако, подчеркивают специалисты, наиболее мощным каналом нелегальных поставок на рынок является безналоговое производство нефтепродуктов. "Помимо отсутствия налоговой составляющей, данное топливо не отвечает современным стандартам качества, нанося вред автомобилям, здоровью людей и окружающей среде", - утверждают эксперты отрасли. Характерно, что крупнейшие узлы получения компонентов для нелегального производства моторных топлив находятся в Киевской области - под носом у налоговиков. Объективно мешает борьбе с нелегалами и запрет на проверки бизнеса.
"Руководство Фискальной службы было неоднократно проинформировано о крупнейших каналах выпуска фальсификата и ввоза контрабанды, однако ощутимых успехов в борьбе с "тенью" на топливном рынке мы так и не видим. В этой связи любое повышение налогов на нефтепродукты не будет иметь ни малейшего эффекта, но сильно ударит по потребителям", - заявил Куюн.