Грузинская православная церковь

Понедельник 24 июня 2013 19:28

Грузия - одна из древнейших христианских стран мира. 

Во времена апостолов на территории современной Грузии существовали два грузинских государства: восточно-грузинское-Картли (по-гречески Иберия), западно-грузинское Эгриси (по-гречески Колхида). Апостол Андрей проповедовал как в Восточной, так и в Западной Грузии. В поселение Ацквери (Картли) после проповеди и обращения людей он оставил икону Пресвятой Богородицы, которая на протяжении многих веков находилась в кафедральном соборе Ацквери (Ацкури).

В Западной Грузии, вместе с апостолом Андреем, проповедовал апостол Симон Кананит, который и похоронен там же, в селе Команы. Грузинская земля приняла ещё одного апостола св. Матфия; он проповедовал на юго-западе Грузии и похоронен в Гонио, вблизи современного Батуми. Древнейшие грузинские источники указывают на пребывание в Восточной Грузии апостолов Варфоломея и Фаддея.

Приход и проповедь апостолов в Грузии потверждают, как местные, грузинские хроники, так греческие и латинские церковные авторы: Ориген (2-3 в.в.), Дорофей, епископ Тирский (4 в.), Епифан, епископ Кипрский (4 в.), Никита Пафлагонский (9 в.), Экумен (10 в.) и др.

В Грузии 1-3 в.в. существование христианских церквей и общин потверждают археологические материалы. В творения Иринея Лионского (2 в.), среди христианских народов упаминаются Иберы (Грузины).

Государственной религией в Картли христианство стало в 4 веке. Это знаменательное явление в грузинской истории связано с равноапостольной св. Нино, просветительницей Грузии, с св. царём Мирианом и св. царицей Наной.

Родом из Каппадокии, близкая родственница св. Гиоргия, св. Нино в Картли из Иерусалима, во исполнение воли св. Богородицы, после св. апостолов ещё раз проповедовала и укрепила христианство в этом краю. Благодатью и силой св. Нино, христанство приняли царь Мириан и царица Нана.

По просьбе царя Мириана, византийский император Константин Великий, для крещения царя, его семьи и народа, прислал духовных лиц, под руководством епископа Иоанна. До приезда духовных лиц, в Мцхета, там где покоился хитон Господен, началось строительство церкви. Здесь находится кафедральный храм в честь 12 апостолов-Светицховели.

После официального принятия христианства, император св. Константин и св.Елена прислали в Грузию часть Животворящего креста и доску, на которой во время распятия стоял Иисус.

Грузинская церковь приход в царство духовных лиц и крещение страны датирует 326 годом. Эту дату потверждает историк 5-го века Созимон Саламанский, автор хроники "Церковная история", где указано, что официальное принятие христианства в Грузии было сразу после окончания 1-го Вселенского Собора (325 г.).

Что касается Западной Грузии, здесь распространение христианства и существование церкви в 1-й половине 4 века бесспорно, что потверждается участием Бичвинтского епископа Стратофила на Никейском Вселенском соборе.

Начиная с этого времени, Грузия и её церковь твёрдо стали на путь христианства и всегда непоколебимо защищала православное учение. Византийский историк 6 в. Прокопий Кесарийский замечает, что "Иберы есть христиане и правила веры соблюдают лучше, чем все, кого мы знаем".

В XII веке грузинский царь Давид IV основал Гелатский монастырь (возле г.Кутаиси), и при нём академию. В это же время, действовала и вторая известная академия - Икалтская. С Давидом также связан созыв в 1103 году Руисс-Урбнисского церковного собора. На протежении веков, основываясь на народные традиции, получила развитие гражданская и храмовая архитектура, многие образцы которых признаны лучшими памятниками мирового искусства. Вместе с храмовой архитектурой, блестящее развитие получила монументальная живопись - фреска, мозаика. В общей эволюции византийской живописи достойное место заняла грузинская фреска.

Грузинская православная церковь

Грузины строили церкви и монастыри не только в Грузии, но и в Палестине, Сирии, Кипре, Болгарии. С этой стороны особенно выделяются Крестовый монастырь в Иерусалиме (сейчас в юрисдикции Иерусалимского патриархата), монастырь св. Иакова (в юрисдикции армянской церкви), Ивирон на горе Афон (с этим монастырём связана история чудотворной иконы Пресвятой Богородицы), Петрицони в Болгарии.

В разное время в Грузии и за её пределами работали известные грузинские богословы, философы, писатели и переводчики Пётр Ибер, Ефрем Малый, Евфимий и Гиоргий Святогорцы, Иоанн Петрици и др.

С Грузией и её царём Георгием V связано востановление прав грузинского населения в Иерусалиме во времена мусульманского владычества. Освободитель от монгольского ига и воссозидатель целостности страны, царь Георгий V пользовался большим авторитетом не только в стране, по и за рубежом.

В 1811 году, Русский императорский двор упразднил автокефалию Грузинской церкви, отменил патриаршее правление, и грузинскую церковь, на правах экзархата, подчинил Синоду Русской церкви. В 1917 году, в марте, автокефалия Церкви была восстановлена, и введено патриаршее правление. После восстановления автокефалии первым католикос-патриархом был избран Кирион II.

В 1989 году существующую с V века Грузинскую автокефальную церковь подтвердил вселенский патриархат.

С 1977 года и поныне, католикос- патриархом всея Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским является Илья II.

Читайте РБК-Украина в Google News

On Top
Продолжая просматривать RBC.UA Вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой конфиденциальности, Правилами пользования сайтом и согласны с использованием файлов cookie. Ознакомиться
Соглашаюсь