ua en ru

Эксперты раскритиковали закон Черновол о спецконфискации имущества экс-чиновников

Проект закона о специальной конфискации имущества №3025, зарегистрированный депутатами Татьяной Черновол и Олегом Барной, не преследует цели вернуть государству активы, выведенные бывшими чиновниками, а является попыткой пиара определенных политических сил, а заложенные в нем механизмы нарушают Конституцию Украины и противоречат европейским нормам. Об этом сегодня шла речь на круглом столе "Что делает государство для возвращения активов экс-чиновников?".

"Существует изрядно потрепанный демонизированный враг - Янукович и его окружение, и на нем пытаются сыграть, заработать политические, информационные дивиденды", - полагает председатель совета директоров Ассоциации Защиты Активов Александр Ситухо.

"Я ознакомился с новой редакцией закона, и я не вижу там четкого перечня лиц, не вижу спецификацию имущества, которое должно быть возвращено - это раз. Второе - мы категорически против любых методов изъятия собственности и ограничения владения всеми способами, кроме судебного. Только суд имеет право прекращать или ограничивать права собственности", - добавил эксперт.

По мнению Ситухо, прецедент, когда Верховная Рада берет на себя подобные полномочия, недопустим.

"Другое дело, что вопрос решать надо, и для этого существует процедура не конфискации, а национализации. "Межигорье" было национализировано по решению суда. Почему же эта процедура не действует в данном случае? Видно, кому-то не хочется. Безусловно, отдельные люди нарабатывают себе политические дивиденды, но с другой стороны, идет целенаправленная дискредитация государства Украина и презентация его неспособности защищать свои интересы установленными международными процедурами и правилами в судебном порядке: "Мы не можем отобрать имущество по закону, поэтому мы примем свой закон и думаем, что отберем его так", - говорит эксперт.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко заявил в свою очередь, что законопроект Черновол-Барны о спецконфискации имущества - это пример большевизма, нарушающий нашу Конституцию. Он считает, что в Украине распространена практика принятия "не совсем экономически и политически аргументированных законов".

"Однозначно данный законопроект - это исключительно пример большевизма, нарушающий даже нашу Конституцию", - заявил экономист.

Он напомнил, что в Европе подобных законов не существует.

"Европейцы просто не понимают, как можно так - не уважать суд и при этом говорить, мол, давайте делать так, как в Европе", - резюмировал Охрименко.

В то же время народный депутат нескольких созывов доктор философии профессор Юрий Кармазин полагает, что настоящая цель появления закона Черновол-Барны - желание прикрыть бездеятельность правоохранительных органов.

"Налицо нарушение Конституции, ведь виновным человека может признать только суд. Черновол же вместе с Барной предлагают совсем другое, и их закон, по моему мнению, нужен только для того, чтобы прикрыть бездеятельность правоохранительных органов - прокуроров, СБУ и МВД", - отмечает эксперт.

"Кроме того, - добавляет Кармазин, - существуют нормы Конституции, которые гарантируют права собственности: согласно ст. 41 Конституции, "все имеют право владеть, распоряжаться своей собственностью". Таким образом, конфискация может быть осуществлена только по судебному решению. Здесь же перескакивают через эту статью".

Также политик акцентирует внимание на статье 22 Конституции, согласно которой при принятии новых законов не допускается сужение существующих прав и свобод.

Юрий Кармазин называет законопроект Черновол-Барны "политическим".

"Он показывает систему "свой-чужой", и, возможно, со стороны тех, кто "дергал" писавших этот законопроект, вопрос поднимался следующим образом: если будете плохо себя вести, то мы и ваши фамилии туда впишем", - полагает эксперт.

Напомним, Верховной Раде Украины предлагают утвердить особый режим конфискации имущества чиновников времен Януковича. Проект закона №3025 был первоначально зарегистрирован Татьяной Черновол и Олегом Барной, но после острой критики отозван и незначительно доработан.

Ранее законопроект как несоответствующий демократическим стандартам раскритиковали Европейская Бизнес Ассоциация, Министерство юстиции США и ряд европейских политиков.