ua en ru

Что говорит Библия и христианские тексты о посте

Святитель Василий Великий говорил: "Пост рождает пророков, укрепляет сильных, делает мудрыми законодателей". Все святые строго постились: 40 дней постился пророк Моисей на Синае, и пост превратил этого пророка на законодателя - он стал достойным предстать перед Богом и получить от Него закон для израильского народа. А несоблюдение поста Исавом сделало его рабом родному брату, потому что он по уху продал свое первородство.

Молитва святой Анны в сочетании с постом подарила ей благодатное дитя - святого пророка Самуила.

Мужественный Самсон оставался непобедимым, пока он соблюдал пост: врагов преодолевал тысячами, силы его рук не выдержали ни городские ворота, ни львы. Но когда он опустился до пьянства и блуда, схватили враги его и, выколов ему глаза, выставили на посмешище.

Пророк Илия постом закрыл небеса на три года и шесть месяцев. Поскольку он видел, что перенасыщение порождает много грехов зла, то для того, чтобы исцелить народ от грехов роскоши и распутной жизни, наслал на него "нежелательный пост" - голод, и остановил безмерность грехов.

Пост помог пророку Илье увидеть Господа на горе Хориве. Очистившись постом, Илья вернул вдове ее умершего сына.

Пророк Даниил, три седмицы не попробовал хлеба и не пил воды, смог закрыть уста львов, которые не сделали ему никакого зла, когда пророка бросили к ним в яму.

В книгах святых пророков немало указаний на пост, а также наставлений о том, какую пользу человек получает от него.

В книге пророка Ионы является указание на то, что пост должен сопровождаться отказом от пищи: "И поверили ниневитяны Богу, и объявили пост, и оделись во вретище, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся в рубище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди , ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили"(Иона 3:5,9).

Преподобный Ефрем Сирин в толковании на эту книгу говорит: "Наше покаяние, по сравнению с покаянием Ниневитян - не более, как тень. Тот кто истинно кается - всегда в страхе и при тишине, когда полон надежды, постоянно помнит о наказании. Раб, которого господин наказывает ежедневно, не забывает ударов его. А кто забывает наказания, как скоро пройдет гнев, то в начале гнева кается, а по окончании делается мятежным, надеясь, что больше не постигнет его беда, и успокаивая себя тем, что Всевышний больше не будет наказывать его за неправды ее. Ниневитяне же от начала до конца всем сердцем приносили покаяние. Весь город ежедневно было в трепете и славословили Бога, весь город уподоблялось кораблю во время бури и благословлять Господа. Умные и безрассудные, люди и животные славословили его. И они в радости сердца вместо вретище подготовили самые светлые ризы. Благословен Тот, Кто любит праведников и в Ассирии умножил кающихся!".

Как видно из книги пророка Ионы пост на ниневитян был наложен за их грехи. Свидетельство о том, что пост накладывается преступлением грех немало в Писании. Святители Иоанн Златоуст и Василий Великий говорят, Господь наложил на человека пост еще в раю, Адам, по их мнению, получил эту первую заповедь поста со словами Господа: "От дерева познания добра и зла не ешь от него" (Быт. 2, 17 ). По словам Василия Великого, если бы Ева сдержала пост от плода дерева, мы теперь не были бы вынуждены поститься. Нас повредил грех, и мы вынуждены лечиться искуплением. Покаяние же без поста - не приносит пользы, по его словам.

О том, что пост осуществляется за грех показано и в книге пророка Даниила: "И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле. И молился Господу Богу моему, и исповедовался и сказал: "Господи! Боже великий и дивный, что хранишь завет и милость к тем, которые любят Тебя и выполняют повеление Твои Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, были упрямыми и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих, и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны" (Дан. 9:3).

Святитель Иоанн Златоуст говорит так, толкуя это место из писания: "В посте и вретище и пепле просил он о должном. Почему же, если это было должное? Потому что боялся, чтобы иудеи не проявились недостойными и этого. Для Бога нет необходимости, Он выше законов. И обратил я лице мое к Господу Богу, говорит, с молитвою и молением. Прежде всего он нуждается в этом. Позволит мне Бог, говорит он, молиться за них? Потому что он слышал, что Иеремии было сказано: ты не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и просьбы (Ер.7: 16) ... Он происходил от царского рода и наслаждался многими благами. Вот так нужно оплакивать собственные бедствия; так нужно жалеть своих ближних; такое сочувствие пророков".

Пророк Иоиль тоже говорит о том, что пост наложен за грех: "Подвяжитесь вретищем и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретище, служители Бога моего! потому что не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния. Назначьте пост, объявите торжественное собрание, торжественное старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу. О, какой день! потому день Господень близко; как опустошение от Всемогущего придет он"(Иоиль 1: 13-15), "Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыданий" (Иоиль 2:12), "Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, торжественное собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных детей; пусть выйдет жених из дворца своего и невеста из своей горницы. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего говорить между народами: где Бог их?" И тогда возревнуе Господь землю Свою и пощадит народ Свой. И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам" (Иоиль 2:15-19).

Об этом, также говорится и в книге пророка Ионы: "И я сказал: отвергнут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Охватили меня воды до души моей, бездна обняла меня, морской травой обвита была голова моя. К основам гор я сошел, земля своими запорами навек закрыла меня, но Ты, Господи Боже мой, выведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. Те, которые уважают суетных и ложных богов, оставили Милосердного, я, гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение, и сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу" (Иона 3:5,11).

Кроме того, есть в книгах святых пророков свидетельство того, что пост можно осуществлять в случае возникновения беды. Об этом есть указание пророка Иоиля: "Назначьте пост, объявите торжественное собрание, торжественное старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу" (Иоиль 1:14). Здесь пророк дает призыв к посту старейшинам народа, через то состояние в который попали израильтяне во времена жизни Иоиля.

Пророк Иеремия указывает тоже на то, что пост нужен для умилостивления Бога: "В пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицем Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, который пришел в Иерусалим из городов Иудейских"(Иер. 36:9).

В еврейском мировоззрении царила такая точка зрения на средства спасения: если человек выполнил те или иные предписанные законом обрядовые действия, то за это он не только имеет основание получить оправдание и спасение от Бога, но может даже этого требовать, как, своего рода, заслуженной награды или заработанной платы. Типичным примером этого является ситуация, описанная у пророков так же, как позже и в притче о мытаре и фарисее, является взгляд иудеев особое значение широко практиковались в них постов (Лк. 18:12; ср. Мф. 6 : 16; Лк. 5:36).

Говорит пророк Исаия: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряет души свои, а Ты не знаешь?"- Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и споров и для того, чтобы жестокой рукой бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Так ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: сними цепи неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся" (Ис. 58:3-7).

Отсюда вполне понятно, что один только физический пост, даже если он сопровождался полным истощением тела, совершенно недостаточен: свое значение и смысл всякий пост получает только тогда, когда он сочетается с соответствующим душевным настроением, о чем пророк говорит Исаия.

Пророк Иеремия говорит о недостойном посте, который Господь не принимает, и даже может за это наказать: "Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дары, не буду их; но мечом и голодом, и мором уничтожу их"(Иер. 14:12) [ 3, с. 55 ] .

В книге пророка Захарии тоже можно найти мысль о посте: "В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого месяца, Хаслева, когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа 3 и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, говоря: "или плакать в пятый месяц и поститься, как я делал это уже много лет?" И было ко мне слово Господа Саваофа: скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились?для Меня? И когда вы едите и когда пьете, не для себя вы едите, не для себя ли вы пьете? Не те ли самые слова провозглашал Господь через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и спокойный, и города вокруг него, южная страна и низменность, были населены? ... И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого сделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир"(Зах. 7:5 , 8: 18-19).

В своей речи пророк, получил откровение от Бога, ясно, показывает то, что люди придавали чрезмерное важность установленным, кроме повеления Божия постам, приписывали нравственную ценность этом обрядовой установке. Пророк, по слову Божию, ругает не только народ, но и священников, которые также, очевидно, склонны были смешивать соблюдение обрядов с исполнением моральных заповедей. Священники установили посты, и народ соблюдал их в течение долгого периода плена; но мало это какую-то моральную ценность само по себе? Бог не требовал установления этих постов, и они не имеют, следовательно, к Нему никакого отношения. Человек ест и пьет для поддержания своей жизни; сдержанность, сама по себе не ведет к нравственному совершенству.

Свидетельство о призыве к посту можно найти и в не канонической книге пророка Варуха. В начале книги Варух сообщает, что книгу свою он прочитал, немедленно кончил ее, в Вавилоне, в слух царю Иехонии и другим пленным иудеям, жившим в Вавилоне. Впечатление, от этой книги, было очень сильное.Иудеи плакали, постились и молились, а затем отправили книгу, вместе с пожертвованиями, к первосвященнику и другим иудеям в Иерусалим, и просили их молитвы перед Богом. Саму же книгу Варуха они просили читать народу, что остался в Иерусалиме, в праздничные дни. О посте он упоминает в 5 стихе 1-го руздилу: "И они плакали, и постились, и молились Господу, и собрали серебра, сколько было по силам каждому, и послали в Иерусалим к Иоакиму, сыну Хелкии, сына Саломового, к первосвященнику и к священникам и всему народу, который находился с ним в Иерусалиме"(Вар. 1: 5).

Иеродиакон Феодосий (Ляхович)