ua en ru

Техосмотр в Украине: коррупция, цинизм и обдираловка

15 декабря 2009 в Украине закончился государственный техосмотр автомобилей нечетного года выпуска. Однако «хозяин» украинских автодорог - начальник Департамента ГАИ С.Коломиец - широким отеческим жестом заверил, что дает автолюбителям на эту процедуру еще месяц: до 15 января 2010-го ГАИ за отсутствие талона штрафовать не будет. Благодетель? Нет, скорее - расчетливый бизнесмен: зачем злить «баранов», которых можно тихо «стричь»?

Хочу остановиться на некоторых наиболее актуальных вопросах этой НЕмаленькой для водителя (владельца ТС) проблемы - прохождения государственного техосмотра: время (процесс) и деньги.

1. Процесс
Очень хочу познакомиться с водителем, который самостоятельно (от диагностики до получения талона технического осмотра) преодолел эту процедуру. Поиск надежного человека - оплата - получение талона - из года в год неизменно повторяющееся решение проблемы. Устраивало всех.

Но так было до техосмотра 2009 года. Уже нет «надежного человека», который «решает», если на автомобиле «висит» штраф.
«Висит» штраф - и ситуация самая пикантная.

В момент принятия 24.09.2008 года Закона №586-VI (назовем его Закон «О безопасности движения») были внесены изменения в ряд законов, касающихся этой так называемой безопасности. В том числе дополнен ЗУ «О дорожном движении», ч.9 ст. 35 которого гласит: «собственнику ТС или уполномоченному лицу может быть отказано в прохождении технического осмотра, если такие лица имеют задолжность по оплате административных штрафов».

Теоретически зная, что Верховная Рада - ярый борец с коррупцией, не могу никак понять, как в тексте Закона появилась эта фраза - «может быть отказано» - без какого либо критерия отказа! Ведь именно это открывает возможность для дачи-взятия взяток при техосмотре.

Что значит «задолжность по оплате штрафов» или, по выражению ГАИ, «на машине «висит» штраф»?

Это значит, что для «разрешения» ГАИ пройти техосмотр нужно платить при каждом из следующих случаев:

1) владельцу ТС за каждого из имеющих штрафов водителей;
2) доверенному лицу, если хозяин имеет штраф;
3) если водитель еще не знает, что оштрафован (корреспонденция в процессе пересылке);
4) даже если постановление о наложении штрафа обжаловано и не вступило в законную силу;
5) если собственник (водитель) лишен права управления.

Все вышеперечисленные случаи - профанация и обман автолюбителя на государственном уровне.

Это наша дорога, и мы за нее платим!

Отказ же в проведении техосмотра по причине лишения владельца автомобиля права управления вообще абсурден и неконституционен. Поскольку запрещает владельцу свободно распоряжаться своей собственностью (ст.4 Конституции Украины). Хотелось бы увидеть, кто из рядов ГАИ подпишется под таким отказом!

2. Деньги
В перечне платных услуг, которые может предоставлять Департамент государственной автоинспекции, нет услуги «Компьютерные услуги» за 39 грн.

В момент прохождения техосмотра лично мною оплачено в двух разных проводках (дважды по 39 грн.) 78 гривен за какие-то «компьютерные услуги».

Во-первых, никакие компьютерные услуги мне не были предоставлены.

Во-вторых, перечень требуемых для прохождения техосмотра документов (квитанций) является исчерпывающим, и оплаты компьютерных услуг в размере 78 гривен не включает. Из этих 78 гривен только в Днепропетровске за один год техосмотра складывается сумма в 20 миллионов гривен.

Почему прокуратуре это не интересно?

И еще один маленький штрих. Если по какой-то виртуальной причине вам отказано в прохождении техосмотра, не платите налог с владельцев транспортных средств и механизмов - пусть «отказники» сами пополняют бюджет.

P.S. Всего 17 голосов народных депутатов не хватило Верховной Раде для принятия по инициативе А.Гриценко Закона «Об отмене техосмотра». Может, переголосуем?