ua en ru

Искусство украинских шестидесятников. Возможность музея

Искусство украинских шестидесятников. Возможность музея

19.12.2015-21.02.2016

Впервые за много лет работы украинских художников-шестидесятников будут экспонироваться в Национальном художественном музее Украины. Эти произведения будут представлены как целостное художественное явление - несмотря на то, что художники работали в герметичных, почти не сообщающихся между собой контекстах, и при жизни не выставлялись рядом.

Выставка "Искусство украинских шестидесятников. Возможность музея" предлагает посмотреть на художественные практики 23 авторов из Киева, Харькова, Одессы, Львова и Ужгорода и в очередной раз открыть публичную дискуссию о необходимости создания Музея современного искусства.

Советское неофициальное искусство как предтеча искусства независимой Украины до сих пор должным образом не включено в историко-культурный нарратив. Украинские 1960-е достаточно подробно изучены исследователями различных областей гуманитарного знания, однако все еще не существует ни отдельного музея, ни постоянных экспозиций, которые объединяли бы представителей неформальной художественной сцены разных регионов Украины.

На сегодняшний день Национальный художественный музей Украины хранит произведения Гавриленко, Ламаха, Дубовика, многих графиков и скульпторов. Живопись Карла Зверинского, Романа и Маргит Сельских выставлена в двух ведущих музеях Львова. В Закарпатском художественном музее есть работы Елизаветы Кремницкой, Ференца Семана и Павла Бедзира, а Музей современного искусства Одессы собрал достаточно репрезентативную коллекцию работ местного неофициального круга художников. Однако большая часть важных произведений рассредоточена по частным коллекциям и квартирам семей и друзей художников, а значит, наследие целого поколения остается скорее предметом устной истории, чем ее материальным свидетельством.

Вопреки изолированности, которая определяла творческую работу 1960-х, сегодня несложно обнаружить тематическую, формальную и мировоззренческую общность различных художественных практик. Чтобы продемонстрировать эту общность, кураторы объединят около 100 работ вокруг нескольких смысловых линий. Вместе они будут составлять потенциальную экспозицию этого периода в будущем Музее современного искусства, который временно расположится в выставочных залах НХМУ.