ua en ru

Рада приняла за основу законопроект, позволяющий акционировать железнодорожный транспорт

Автор: RBC.UA
Верховная Рада Украины приняла в первом чтении и за основу правительственный законопроект № 9337 от 24 октября 2011 г. об особенностях образования государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования. За соответствующий законопроект проголосовали 229 народных депутатов из минимально необходимых 226.

Верховная Рада Украины приняла в первом чтении и за основу правительственный законопроект № 9337 от 24 октября 2011 г. об особенностях образования государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования. За соответствующий законопроект проголосовали 229 народных депутатов из минимально необходимых 226.

Так, согласно проекту закона создание, реорганизация и ликвидация общества осуществляются по решению Кабинета министров Украины.

Общество создается как публичное акционерное общество, 100% акций которого закрепляются в государственной собственности, на базе Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины, предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта общего пользования, которые реорганизовываются путем слияния.

В уставной капитал создаваемой компании вносится имущество железнодорожного транспорта общего пользования, 100% акций предприятий по ремонту подвижного состава, право пользования земельными участками "Укрзализныци", магистральные железнодорожные линии, станции, энергоподстанции и другое профильное имущество.

Проект закона запрещает отчуждение акций создаваемой компании: "В госсобственности находятся 100% акций общества, которые запрещено отчуждать, передавать в управление, залог".

Закон запрещает приватизацию или отчуждение магистральных железнодорожных линий, станций, сооружений, которые прямо вовлечены в процесс обеспечения перевозок, контактной энергосети, систем контроля перевозок.

Актуальность разработанного проекта закона обусловлена необходимостью принятия кардинальных мер по совершенствованию системы управления железнодорожным транспортом, разграничения функций государственного и хозяйственного управления отраслью, которые на сегодняшний день выполняются Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины.
Целью законопроекта является создание условий по повышению эффективности его функционирования для удовлетворения потребностей национальной экономики и населения в перевозках.

Соответствующий законопроект был подан в ВР 26 октября.

Отметим, народный депутат из фракции КПУ Сергей Гордиенко подчеркнул, что данным законопроектом предусматривается начало приватизации, которая произойдет на железнодорожном транспорте. "Сначала будет акционирование, корпоратизация, а потом и приватизация", - отметил депутат.

Позже генеральный директор "Укрзализныци" заявил, что она никогда не будет приватизирована. "Я считаю, что никогда приватизации "Укрзализныци" не будет. Те реформы, которые сегодня идут и которые намечаются, это лишь изменение формы работы", - заявил Козак.

По его словам, частные компании, которые частично внедрены в сферу железной дороги Украины лишь помогают перекрывать убытки, которые несет "Укрзализныця".

Отметим, о реформировании «Укрзализныци» говорят уже давно. Еще в 2009 г. тогдашний гендиректор Михаил Костюк заявлял, что наилучшой формой реформирования "Укрзализныци" является ее акционирование. Он отмечал, что реформирование "Укрзализныци" может осуществляться через постепенное акционирование 6 железных дорог, входящих в ее состав в качестве отдельных госпредприятий.

3 августа с.г. вице-премьер, министр инфраструктуры Борис Колесников заявил, что Закон о реформировании "Укрзализныци" может быть принят в 2011 г. Ранее Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) заявлял, что готов к сотрудничеству с "Укрзализныцей" и готов удвоить финансирование своих проектов при условии реформирования железнодорожного транспорта Украины. О направлениях реформирования тогда не сообщалось.

Отметим, убытки "Укрзализныци" от пассажирских перевозок за 10 месяцев 2011 г. выросли до 5,3 млрд грн по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Убытки от пассажирских перевозок в пригородном сообщении составляют 2,7 млрд грн от общей суммы. Подвижный состав железных дорог Украины сегодня изношен на 86%, 11 пассажирских локомотивов и 202 вагона подлежат списанию по причине невозможности дальнейшей эксплуатации. По словам пресс-службы, за последние 10 лет количество пассажирских вагонов сократилась на 3 тыс. 623 единицы, а было закуплено только 550 единиц.

В настоящее время в структуру "Укрзализныци" входят шесть региональных железных дорог, 22 тыс. км железнодорожных путей, 7 заводов по ремонту состава и производству шпал и около 20 других предприятий и центров. "Укрзализныця" является монополистом в сфере железнодорожных перевозок. Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины была создана в 1991 г. и является органом управления железнодорожным транспортом общего пользования.