ua en ru

В.Мартынов: ”Компании, в которых сотрудники вовлечены в обсуждение целей, растут в год до 11% быстрее”

Автор: RBC.UA
О новых тенденциях на рынке системных программных решений для бизнеса в интервью РБК-Украина рассказал генеральный директор SAP СНГ Владислав Мартынов.

РБК-Украина: Какие новые решения SAP наиболее востребованы в кризисное время на рынках Восточной Европы и постсоветского пространства?
Владислав Мартынов: ERP-решения на базе SAP All-in-One, которые стоят от 160 тыс. евро со сроком внедрения 3-5 месяцев, аналитические решения на базе SAP BusinessObjects - от 25 тыс. евро со сроком внедрения 2-4 месяца, решения для управления персоналом на базе решений SAP - 50 тыс. евро со сроками внедрения 4-6 месяцев. Эта цена решений включает в себя стоимость лицензии и услуг по внедрению. Даже в рамках стандартного 1%-го бюджета на ИТ, без дополнительных инвестиций, предприятия с оборотом от 2,5 млн евро в год уже финансово готовы внедрять решения для управления бизнесом. Эти решения на данный момент становятся все более и более популярными.
На втором месте - SAP BusinessObjects. Эти программные продукты предназначены для анализа бизнес-данных, они обеспечивают поддержку процесса принятия управленческих решений. Они включают в себя средства построения аналитических отчетов и аналитические инструменты. В кризис акционерам важно быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, закупочных цен максимально быстро, а для этого нужен молниеносный доступ к бизнес-аналитике.SAP BusinessObjects (24% мирового рынка ПО для составления запросов, отчетов и аналитики за 2009 г., по данным июньского отчета IDC в этом году).
Среди организаций, которые внедрили или внедряют BusinessObjects в России - «Газпромнефть», «ЮниКредит Банк», GE Money Bank, «Альфа-Капитал», казначейство Волгоградской области и др. В Украине - «Укрэксимбанк», АХА, «Дельта Банк», «АсканияГруп», «Кредит Днепр Банк», «Астелит», «Киевстар», «Фуршет», «Эпицентр», НАК «Нафтогаз Украины» и пр.
РБК-Украина: В чем отличие от докризисных заказов?
В.М.: Во время кризиса на первом месте - вопрос внутренней эффективности компаний. Акционеры думают, что улучшить, чтобы работать при низкой марже и оставаться прибыльными, как и где сократить затраты, чтобы нанести минимальный ущерб долгосрочному развитию и получить максимальный положительный эффект в краткосрочной перспективе. В кризис нужны инструменты мобилизации, оптимизации и повышения эффективности использования всех ресурсов, детального и оперативного управления затратами, инвестициями и прибыльностью. Надо быстро реагировать на отклонения от плана и меняющуюся ситуацию на рынке и внутри компании.
Важно повышать качество взаимодействия с клиентами и контрагентами и минимизировать риски. Поэтому акционеры в кризис инвестируют во внедрение интегрированных бизнес-решений.
Для повышения эффективности в кризис важно обеспечить единые процедуры, регламенты для всех этапов бизнес-цикла и всех сотрудников. Это повышает дисциплину и фокус на выполнение поставленных задач, помогает выявить дублирующие функции, роли, даже подразделения, и избавиться от них.
Так, в 2008 г. завершилось внедрение SAP SRM для управления поставками и закупками в «Сургутнефтегазе», который добывает 13,6% российской нефти. В результате электронные торги стали прозрачными, их продолжительность сократилась до 7-10 дней, снизилась на 9% стоимость материально-технических ресурсов, закупаемых в ходе торгов.
Пример с украинского рынка. «Метинвест», вошедший в десятку крупнейших компаний Центральной и Восточной Европы, начал в октябре 2010 г. внедрение SAP SRM на базе дивизиона стали и проката. Основная цель внедрения SAP SRM - организация электронных тендерных торгов как инструмента закупочной деятельности по наиболее оптимальным ценам. В процессе внедрения были решены такие задачи, как достижение прозрачности закупок, контроль и уменьшение влияния человеческого фактора на процесс тендерных закупок, уменьшение стоимости проведения торгов.
Кроме того, бизнес-решения позволяют перейти от использования разрозненных данных к работе с полной и актуальной информацией - с так называемой единой версией правды. Как в торговой сети «Эльдорадо», где внедрение SAP привело к замещению 50 баз данных единой, и моментальной экономии более миллиона долларов США.
РБК-Украина: Какие ключевые различия в подходах к стандартизации и автоматизации процессов Вы можете назвать на примере трех стран - Украины, России, Польши?
В.М.: В прошлом году исследовательская компания Economist Intelligence Unit при поддержке ассоциации Business Software Alliance опубликовала очередной анализ конкурентоспособности ИТ-отрасли 66 разных стран. Россия в рейтинге ИТ-индустрий мира в 2009 г. заняла 38-ое место, поднявшись на 11 строчек. Исследователи отмечают, что произошло это благодаря улучшению показателей, характеризующих кадровый потенциал и уровень развития НИОКР в стране. По мнению специалистов Economist Intelligence Unit, одним из главных преимуществ России остается большое количество высококвалифицированных кадров, однако рост конкурентоспособности сдерживает нестабильность развития в различных областях, в частности, медленное распространение широкополосного доступа в Интернет. Также значительно поднялась в рейтинге Украина (на 7 позиций - 50 место). Т.е., и Россия, и Украина пока даже не в первой половине рейтинга.
Если сопоставить суммарный уровень затрат на информационные технологии по отношению к ВВП, то сейчас в России и Украине этот показатель составляет около 1%. Для сравнения, этот показатель, по данным IDC 2009 г., в Польше составляет 2,2%. Для сравнения: в Германии и США - 3-4% , т.е., по этому показателю мы отстаем. А по структуре затрат основную часть в Украине и в России составляют затраты на аппаратное обеспечение, а не на ПО и консалтинг.
Еще в СНГ есть такая особенность: наши заказчики очень любят покупать софт и затем самостоятельно его допрограммировать. Мы же призываем их уходить от большого объема программирования при внедрении ERP. Используя стандартные бизнес-процессы, зашитые в продуктах SAP, клиент получает более эффективное решение своих проблем. Когда заказчик что-то допрограммирует, он рискует, потому что этот процесс может затянуться. Мы советуем программировать тогда, когда требуется уникальная бизнес-функция, без которой фирма не может жить.
И желательно, чтобы программирование осуществляли сертифицированные SAP специалисты по нашей методологии - это гарантирует управляемость ERP в будущем. Обычно мы призываем использовать стандартный функционал, потому что богатство функциональных возможностей, которые заложены в продуктах SAP, уникально.
РБК-Украина: Бизнесмены из каких стран более открыты к внедрению новых технологий? Или по национальному признаку невозможно вычислить предпочтения, а они исчисляются на иной базе?
В.М.: Здесь скорее не национальный признак важен, а управленческая зрелость. Для повышения эффективности важно обеспечить единые процедуры, регламенты для всех этапов бизнес-цикла и всех сотрудников. Это повышает дисциплину и фокус на выполнение поставленных задач, помогает выявить дублирующие функции, роли, даже подразделения, и избавиться от них. Как правило, когда в компании работает более 20 человек и в ней есть более одного бизнес-процесса, то можно сказать, что то или иное ERP-решение ей уже можно рекомендовать.
РБК-Украина: В своем блоге Вы писали, что open-bookmanagement позволяет компаниям давать более высокие результаты в бизнесе. Можете привести конкретные примеры?
В.М.: Могу, но все они будут не нашими, а западными. У меня есть объяснение, почему OBM не столь распространен в России и в Украине.
Если руководитель организации расскажет приятелям, что все его сотрудники получают информацию о финансовом состоянии дел в компании, о том, какой клиент больше денег приносит, какой коллега эффективнее всех работает, боюсь, что приятели его просто не поймут и будут сильно озадачены. Некоторые топ-менеджеры на постсоветском пространстве считают, что чем меньше сотрудники будут знать о положении дел внутри, тем будет лучше для бизнеса. И вообще, как говорил Гераклит, «многознание уму не научает». Они беспокоятся, не станут ли коллеги завидовать начальникам и друг другу, не выдадут ли информацию противникам по рынку?
На Западе размышляют иначе. National Centerfor Employee Ownership регулярно исследует, помогает ли концепция open-bookmanagement выбравшим ее акционерам и управленцам получать больше денег. Исследование NCEO 1986 г. доказывает, что компании, в которых сотрудники вовлечены в обсуждение целей, показателей и пр., растут в год до 11% быстрее, чем ожидалось. Другое их исследование доказывает, что компании, делящиеся финансовыми данными с наемными сотрудниками, получают до 2% годового прироста объема, продаж по сравнению с тем периодом, когда они этого не делали.
РБК-Украина: В последнее время, по имеющимся наблюдениям, в области представляемой вами технологии намечается более острая конкуренция, в том числе - со стороны «дочек» американских компаний. Насколько позитивен момент конкуренции в области SAP-технологий?
В.М.: Мы во время пресс-конференции в Украине в октябре 2010 г. давали данные, как опережаем конкурентов. Однако широко известны примеры, когда ИТ-компании были лидерами в своих сегментах рынка, относились к другим свысока, и это ни к чему хорошему их не приводило, вскоре они теряли первые позиции. Мы это понимаем, и стараемся не допустить похожей ситуации.
Именно поэтому мы, во-первых, мы инвестируем средства в исследования. Один миллиард евро в год SAP тратит на научно-исследовательские разработки по автоматизации управления бизнесом.
Во-вторых, у нас большая программа взаимодействия с вузами, мы ведем факультеты и обучаем студентов использованию информационных технологий и наших продуктов. Мы работаем с техническими университетами, и делаем им заказы на аналитику, в том числе такую, как прогноз развития наших продуктов. Мы узнаем, что будет популярно в ближайшей трехлетней перспективе, как будут вести себя клиенты, какими будут технологии и на что повлияют. Пару лет назад я представить не могу, что бизнесом можно будет управлять с iPhone, еще и с отличной скоростью обработки данных. А сегодня это стало нормой.
В-третьих, мы постоянно взаимодействуем с нашими заказчиками. Регулярно встречается консультационный совет, в который входят руководители компаний - наших клиентов - из разных сегментов бизнеса. У них мы спрашиваем, какие тренды набирают обороты в их отраслях, что нового они хотели бы видеть в продуктах SAP, какие задачи решать и как сделать это наиболее удобно. Их советы тоже помогают SAP и далее быть лидерами рынка.

Беседовал Антон Подлуцкий