Какие административные проблемы может вызвать введение НДС для ФОПов, позволит ли новый налог устранить проблему дробления крупного бизнеса и какие трудности может создать новый налог для почти 700 тысяч предпринимателей - у руководительницы Украинской ассоциации прямых продаж Надежды Бедричук.
Дискуссия о введении НДС для ФОПов с оборотом от 1 миллиона гривен в год - свелась к двум противоположным позициям. Одни утверждают, что это смертельный удар по малому бизнесу во время войны. Другие - что "ничего страшного не произойдет", потому что 20% НДС просто переложат на покупателя, а администрирование будет "почти незаметным". Обе позиции упрощают реальность, но давайте разберемся.
В 2024 году обороты более 1 миллиона гривен имели 660 тысяч ФОПов из 1,7 миллиона зарегистрированных ФОПов на едином налоге. Если порог НДС останется без индексации, в 2027 году таких предпринимателей станет еще больше просто из-за инфляции и девальвации.
Когда более 10 лет назад вводился порог в 1 миллион гривен, речь шла о "масштабе", росте предприятия до того уровня, чтобы стать плательщиком НДС. Это уже давно не так.
Следствием такого решения станет резкое увеличение количества плательщиков НДС - примерно в четыре раза: с нынешних 250 тысяч до более миллиона. Это означает рост расходов не только для бизнеса, но и для государства. Уже сегодня расходы на программное обеспечение для администрирования НДС оценивают в 180 миллионов гривен, а это только старт.
В 2024 году Кабмин ограничил численность сотрудников ГНС: 1,8 тысячи работников в центральном аппарате и 19,3 тысячи на местах. Даже теоретически эти ресурсы не рассчитаны на такой объем плательщиков НДС, как можно ожидать после реализации норм об НДС для ФОП. Нагрузка на одного инспектора возрастет в разы, а вместе с ней - риск ошибок, задержек и потенциальных конфликтов с ЮЛ и ФОПов.
Ожидаемые поступления от реформы оцениваются в 40 миллиардов гривен в 2027 году. В среднем это около 60 тысяч гривен НДС с одного ФОПа в год, или 5 тысяч гривен в месяц.
Получается, на одного работника ГНС будет приходиться 38 ФОПов, которые вместе принесут в бюджет около 190 тысяч гривен НДС в месяц. При этом средняя зарплата работника налоговой - около 65 тысяч гривен. Эта арифметика не выглядит привлекательно даже на бумаге.
Поведенческая реакция бизнеса будет предсказуемой. Часть предпринимателей начнет дробить бизнес. Часть уйдет в наличные или полутеневые расчеты, включая криптовалюты. Кто-то сознательно уменьшит официальный оборот. Кто-то просто откажется от масштабирования. В итоге экономика получит не больше НДС, а больше искажений.
В правительстве аргументируют, что эта реформа уменьшит злоупотребления упрощенной системой со стороны крупного бизнеса. Довольно странно слышать от представителей власти, что они знают конкретные примеры крупного бизнеса, который использует тысячи ФОПов. Знают примеры, могут идентифицировать по критериям такие злоупотребления - и реакцией является не проверка конкретных аферистов, а написание законодательных поправок, чтобы наказать всех ФОПов, подавляющее большинство из которых являются добросовестными налогоплательщиками.
Это та же логика, по которой годами не наводят порядок на таможне, которая пропускает контрабанду через границу, но борются с продавцами импортных товаров.
Можно ли ожидать, что крупный бизнес, который сделал своей моделью использование 1,5 тысячи ФОПов для вывода дохода, вдруг закроется, потому что ему понадобится уже 3-4 тысячи ФОП? Вряд ли. Это же не угроза для бизнеса, а рядовая задача для менеджмента. Или идея была в том, чтобы опускать порог НДС, пока рука предпринимателей-минимизаторов устанет писать заявления на регистрацию новых ФОПов?
Предложение просто "переложить НДС на покупателя" также не работает в реальности. В сегменте B2C платежеспособность населения снижается, а конкуренция с теневым импортом остается высокой, ведь таможня все еще пропускает контрабанду в значительных объемах (по расчетам экспертов - потери госбюджета достигают 105-120 млрд грн в год).
В сегменте B2B возникает другая проблема: мелкие поставщики с оборотами до 1 млн грн становятся неинтересными для крупных компаний-плательщиков НДС. Либо укрупняйся, либо исчезай.
При этом необходимость повысить ценник будет касаться каждого ФОПа. Когда вокруг тебя все хотят "переложить 20% НДС на покупателя", расходы бизнеса растут не только на дополнительные 20%, а значительно выше. Как результат, прибыльность предприятий, и так подорванная во время войны, энергодефицита и оттока покупателей - еще больше снижается и приводит к закрытию бизнеса.
Тут надо еще вспомнить, что правительство видит внутреннюю торговлю одним из главных драйверов экономического роста в 2026 году.
Упрощенная система налогообложения - не украинское изобретение. Она появилась во многих посткризисных экономиках как ответ на слабые институты и массовую работу предпринимателей в тени. И в настоящее время упрощенные системы есть в большинстве стран Европы. Там, где упрощенную систему резко ограничивали - результат был одинаков: рост наличных расчетов, "скидки за кэш", закрытие бизнесов. Примеры этого сегодня можно наблюдать сегодня в России.
Но настоящий риск этой реформы - не в самом налоге, а в контроле. НДС, даже "диджитальный", означает учет налогового кредита, регистрацию накладных, штрафы за ошибки, товарный учет. Для ФОПа, который отвечает перед государством всем своим имуществом, это стимул не расти, а оставаться ниже порога или закрываться.
Наиболее логичным решением в этой ситуации является пересмотр порога входа в НДС. Один миллион гривен как порог давно не соответствует реалиям Украины. Европейская директива, на которую ссылается Минфин, позволяет установить порог НДС на уровне 85 тысяч евро. Повышение лимита позволит сохранить упрощенную систему как инструмент развития малого бизнеса.
И последнее, о чем сейчас кипит среда ФОПов. Отношение правительства к упрощенцам никогда не было секретом. Презирать малый бизнес и предпринимателей в целом, записывать их повально в махинаторы - распространенный признак профессиональной деформации украинских чиновников и их советников. Они не боятся потерять ФОП-налогоплательщиков ("семь год мак не родил - и голода не было" - это прямая цитата). Чиновники апеллируют к справедливости, получая от 3 до 10 раз выше зарплаты, чем в среднем по стране. Жалуются на дисбаланс внешней торговли, но годами оставляют открытыми каналы контрабанды - в прошлом году она достигла около половины триллиона гривен, примерно 14% всего импорта.
Сейчас правительство предлагает введение НДС для ФОПов как устранение "льгот" для отдельных предпринимателей - и с этим можно было бы согласиться, при определенном адекватном пороге перехода на НДС. Если бы не сама подача и тональность дискуссии с предпринимателями. Впечатление, что на самом деле речь идет не о поступлениях в бюджет, а об установлении административного контроля над третью ФОПов и об отмене упрощенной системы налогообложения для всех с оборотами от 1 миллиона гривен.
При этом в предыдущие годы ФОПы уже "переварили" и повышение налогов, и РРО для всех. В частности, ФОПы 3-й группы с оборотами в 1 млн гривен платят в среднем более 8% оборота в бюджет - это единый налог, военный сбор и ЕСВ. А если у вас 500 тысяч оборота на третьей группе за год, то вы уплатите более 10% различных налогов с оборота. А в то же время крупный бизнес - плательщик НДС платит в среднем 3,6% налогов с оборота (НДС, НнП, Налог на имущество - к обороту), за это ему еще и грамоту вручат.
"Реформа НДС" усложнит жизнь ФОПа и при деятельности, и при закрытии. Налоговая проверка теперь охватывает не последние 3 года, а фактически 7, с приостановкой давности на пандемию и военное положение. Подвесить на такой "крючок" 700 тысяч предпринимателей - это чрезвычайно безответственный в политическом смысле шаг и огромный риск для социальной стабильности в стране.
Малый бизнес, который отвечает всем своим частным имуществом за обязательства перед государством, чувствует себя в опасности. И это заставляет ФОПов занимать "оборонительную позицию".
Надеемся, что авторы "реформы" прислушаются к конструктивным предложениям предпринимателей и доработают законопроект об НДС для ФОПов, установив реалистичный лимит перехода на НДС, чтобы он не стал разрушительным для малого бизнеса.