Запрет маркетинга не снизил цены на лекарства, - АПАУ
Фото: в Аптечной профессиональной ассоциации утверждают, что запрет маркетинга не снизил цены на лекарства (Getty Images)
Участники Аптечной профессиональной ассоциации (АПАУ), куда входят аптечные ритейлеры, заявили об антиконкурентном характере обновленного проекта порядка предоставления маркетинговых услуг. Он обнародован Министерством здравоохранения 9 июня.
Об этом пишет РБК-Украина со ссылкой на позицию АПАУ, обнародованную на сайте.
Аптечные сети и независимые аптеки выступили против новой редакции документа, который регулирует маркетинговые соглашения между производителями лекарств и аптечными учреждениями. По словам представителей отрасли, Минздрав отказался от ранее согласованного компромиссного варианта.
В заявлении АПАУ отмечают важную роль отрасли особенно в условиях полномасштабной войны.
"Аптечный сектор, как социально ответственный бизнес, всегда выступает надежным партнером как для населения, так и государства, и оперативно реагирует на вызовы, среди прочего, во внедрении государственных пациентских программ, Президентских и Правительственных инициатив, совместных проектов с отечественными и иностранными производителями, направленных на обеспечение доступности лекарств для потребителей", - говорится в заявлении.
Кроме того, аптечные учреждения бесперебойно обеспечивают население жизненно необходимыми лекарственными средствами, предоставляя рабочие места, поддерживая широкий ассортимент препаратов, что сохраняет стабильность системы здравоохранения в целом.
Представители Ассоциации отмечают, что предыдущие результаты регулирования цен на лекарства не дали ожидаемого результата.
"Практика крайних трех месяцев реформирования ценообразования лекарств для населения в части тотального ограничения торговых (розничных) надбавок на все рецептурные и безрецептурные лекарства вместе с полным запретом маркетинговых соглашений с 01.03.2025, не дала ожидаемого результата по снижению стоимости медикаментов (кроме ТОП 100+)", - отметили в заявлении АПАУ.
Вместо этого новые ограничения поставили под угрозу финансовую устойчивость аптек и их способность обеспечивать население необходимыми медикаментами, утверждают в Ассоциации.
Члены Ассоциации видят в положениях нового документа ряд существенных недостатков, которые могут негативно повлиять на фармацевтический рынок Украины, и имеют признаки антиконкурентного характера и дискриминационного подхода. По их мнению, предложенный порядок создает:
- риски монополизации и ограничения конкуренции, неравные условия для участников фармрынка;
- непропорциональные и экономически необоснованные предельные ограничения доходов от маркетинговых услуг для аптек;
- чрезмерная административная нагрузка.
Кроме того, предложенный документ имеет чрезмерный бюрократический характер, что делает его невозможным для эффективного выполнения и контроля.
"Такая непрозрачная замена согласованной редакции Порядка без общественного обсуждения и участия всех заинтересованных сторон является пренебрежением принципами регуляторной политики и партнерства", - подчеркнули представители отрасли.
По их словам, подобные механизмы регулирования отсутствуют в странах ЕС, а ограничение маркетинга не привело к уменьшению цен для потребителей.
Что этому предшествовало
В течение последних месяцев участники фармрынка совместно с Минздравом работали над проектом порядка маркетинговых услуг.
В результате переговоров стороны "пришли к компромиссному согласию в редакции регулирования маркетинговых расходов в размере до 12% от общего объема розничной деятельности".
Этот вариант поддержали профильные министерства, Антимонопольный комитет Украины, Государственная регуляторная служба и Государственная налоговая служба.
"Однако вместо ожидаемого рынком принятия согласованного проекта, Министерство здравоохранения Украины представило обновленную редакцию Порядка, которая полностью противоречит согласованным позициям", - отмечают в АПАУ.
Ассоциация призывает Минздрав вернуться к ранее согласованной версии документа с ограничением маркетинговых расходов на уровне 12% от объема розничной деятельности.
Как сообщалось ранее, несмотря на более двух месяцев действия запрета на маркетинговые договоры между аптеками и фармкомпаниями, цены на лекарственные средства не снизились.
Срочные и важные сообщения о войне России против Украины читайте на канале РБК-Украина в Telegram.