О новостях на рынке новых электробусов, климатических вызовах, которые стоят перед миром, и как это повлияет на украинский транспортный сектор, – в блоге основателя "KLR Bus", эксперта в области транспорта Андрея Хоркавого.
Месяц назад в Брюсселе состоялось знаковое для сектора пассажирских перевозок событие – выставка Busworld 2025. Она стала отражением не только реальности – происходящего в производстве транспортных средств, новых технологических разработках, но и амбиций и трендов – того, что будет происходить с этими сегментами в ближайшем будущем.
Busworld 2025 – оказалась рекордной во всех смыслах. 559 экспонентов из 40 стран мира, 238 демонстрационных транспортных средств, 45 тысяч посетителей из 116 стран. Эта выставка не только отразила текущее состояние отрасли, но и сигнализировала о глобальных сдвигах: необратимый переход к zero-emission (ZE) технологиям, изменение географии производства и усиление конкуренции с Азией.
Ключевое событие – историческое превышение Китаем Германии по количеству экспонентов (85 против 68), что символизирует "азиатский поворот" в европейском автобусном рынке. Лидером является Турция, представившая 107 экспонентов. Если говорить о доле, то в этом году на Турцию приходилось 19% экспонентов, на Китай – 15%, а на Германию – 12%.
В целом можно говорить о формировании новых центров производства электробусов. Это Турция, которая стала базой для европейского рынка в момент, когда Mercedes-Benz и MAN наладили производство автобусов. Мы также видим такие примеры, как Volvo Buses, изначально релоцировавшаяся в Польшу, а теперь работающая с египетским производителем кузовов для своих городских автобусов.
Убежден, что география производства существенно изменится в течение нескольких лет, в том числе из-за вызовов, связанных с безопасностью цепей поставок.
Транспортный сектор критически важен для достижения климатических целей, поскольку он является одним из крупнейших источников выбросов. Его декарбонизация – ключ к устойчивому будущему.
Главная цель "Европейского зеленого соглашения" – уменьшить на 55% чистые выбросы парниковых газов к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года и таким образом стать первым климатически нейтральным континентом. Согласно данным Европейского агентства по охране окружающей среды, транспортный сектор генерирует около 23% выбросов парниковых газов в ЕС, из которых 72% приходится на автомобильный транспорт.
Именно поэтому среди задач, стоящих перед правительствами и производителями – переход к экологически чистому транспорту – электромобили, электробусы и транспортные средства, работающие на водородном топливе.
Последовательная политика европейских правительств и постоянное продвижение экологической повестки привели к тектоническим сдвигам в производстве экологически чистого транспорта.
По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей (АСЕА – торговая ассоциация 16 крупнейших производителей автомобилей, фургонов, грузовиков и автобусов в Европе), регистрация новых автобусов в ЕС выросла на 3,6% за первые три квартала 2025 года, достигнув общего количества 28 417 единиц.
Здесь следует отметить, что автобусами ACEA определяет все пассажирские транспортные средства весом более 3,5 тонн и объединяет электрические и гибридные модели с подзарядкой от сети.
Среди основных рынков роста лидировали Польша (+16,9%) и Германия (+12,8%). При этом доля регистрации новых электроавтобусов в ЕС выросла до 22,7% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Впечатляющий рост продемонстрировали Швеция (+684,3%) и Бельгия (+389,3%). Также в ассоциации фиксируют падение регистрации гибридных электробусов на 32,7%. Наблюдается понижение количества регистрации дизельных автобусов на 0,1%.
Приведу также данные Центра будущей мобильности McKinsey. В их исследовании "Don’t miss the bus: New strategies for European bus and coach OEMs", опубликованном в конце октября, прогнозируется, что европейский рынок электрических автобусов значительно вырастет в течение следующего десятилетия.
Продажи городских автобусов с нулевым уровнем выбросов (ZE) увеличатся вдвое к 2030 году – с 9000 сегодня до 18 000-21 000 – чтобы достичь целевых показателей выбросов. К 2035 году продажи возрастут до 24 тысяч единиц. Ожидается, что продажи междугородных автобусов ZE будут расти по аналогичной траектории.
Аналитики McKinsey также указывают на увеличение присутствия китайских производителей на европейском рынке, заявляя, что "из всех новых компаний, выходящих на рынок, китайские производители оригинального оборудования наиболее успешно позиционировали себя со своими предложениями автобусов ZE, которые преимущественно представлены в низших ценовых диапазонах, и теперь занимают 21-процентную часть этого сегмента".
Также стоит обратить внимание на опрос покупателей автобусов, проведенный аналитиками McKinsey: 50% операторов знакомы с ведущими китайскими брендами автобусов и почти 60% из них готовы рассмотреть возможность перехода с европейского бренда на китайский, при условии, что цена последнего будет меньше на 10-20%.
Отдельно нужно упомянуть об индийских производителях. Компания JBM уже создала европейскую структуру и работает над выходом на рынок ЕС. И все это происходит на фоне поглощения индийским автогигантом Tata Motors итальянской Iveco Group в июле этого года.
Что же касается глобального рынка электроавтобусов, то по данным Research and Markets, к 2030 году он будет расти ежегодно на уровне 14,2% (CAGR), а его объем будет составлять за 5 лет 37,5 млрд долларов США.
В организации это объясняют следующими причинами: "Возрастающий интерес к электрическим автобусам обусловлен главным образом глобальными инициативами, направленными на сокращение выбросов углерода и содействие устойчивому городскому транспорту. Государственные субсидии и стимулы для транспортных средств с нулевым уровнем выбросов играют решающую роль в ускорении их внедрения".
Если говорить о спецификации, то в Research and Markets ожидают, что после 2024 года наибольшую долю рынка, вероятнее всего, захватит сегмент 9-14 метров. Такие автобусы средней вместимости (40-80 пассажиров) сочетают оптимальную пассажировместимость с высокой маневренностью, идеально отвечающую требованиям городской среды.
Производители активно инвестируют в этот класс, реагируя на спрос на эффективные решения для городов. Сегмент автобусов с запасом хода более 320 км на одном заряде станет самым динамичным.
От себя замечу, что стремительное развитие технологий будет однозначно способствовать росту запаса хода автобусов. Уже на этой выставке была представлена модель китайского производителя Yutong – автобусы серии U доступны в 10, 12, 13, 15 и 18-метровых версиях с низким входом и низким полом, включая одно- и двухэтажные модели. Их вместимость – от 57 или 90 мест, они оборудованы аккумуляторной батареей емкостью 662,75 кВт-ч, что адаптируется к различным эксплуатационным потребностям.
Максимальный запас хода автобуса составляет 850 км. Сегодня эти автобусы уже работают более чем в 14 странах.
И буквально несколько слов о параллельном процессе. О практиках, применяемых в большом количестве европейских городов, чтобы минимизировать выбросы в определенных зонах.
В течение последних двух десятилетий по Европе распространяется практика ограничения движения транспортных средств, выделяющих большое количество загрязняющих веществ. Все больше городов вводят зоны с низким уровнем выбросов (Low Emission Zones – LEZ), ультранизким уровнем выбросов (Ultra Low Emission Zones – ULEZ) и нулевым уровнем выбросов (Zero Emission Zones – ZEZ).
Их цель – улучшение качества воздуха и защита здоровья горожан. Для достижения этой цели они также активно работают над снижением уровня выбросов выхлопных газов и продвигают экологические виды транспорта.
В соседней Польше первая LEZ-зона начала работу с 1 июля 2024 года. Она охватывает большую часть города и ограничивает въезд транспортных средств с наибольшими выбросами. Очевидно, что такая практика будет распространяться и в других странах Восточной Европы. Впоследствии и Украина столкнется с этим трендом, поэтому нужно быть готовым и к возможным проблемам.
Так, в Институте европейской экологической политики предупреждают, что дальнейшее распространение LEZ и ZEZ может встретить частичное сопротивление со стороны общественности и бизнеса, опасающихся новых неудобств и возможных дорогостоящих или неравномерных социально-экономических последствий.
Поэтому в Институте было предложено несколько решений, как город может ввести, чтобы привлечь к сотрудничеству своих граждан и бизнес. Остановлюсь на них очень коротко:
Эти и другие решения необходимо учитывать в процессе реализации государственных экологических стратегий и национальных планов по охране окружающей среды, а также программ по декарбонизации транспортного сектора.
Украина, несмотря на войну, не может оставаться в стороне от современных процессов. И после победы именно "зеленая" мобильность может стать одним из фундаментов нашего восстановления и интеграции в ЕС.
В условиях ежедневных ударов по украинской энергетической инфраструктуре – от производства до распределения, вопрос энергетической устойчивости приобретает критическое значение для Украины.
В таких условиях развитие энергосети, ее децентрализация и диверсификация источников энергии становятся не императивом, а стратегической предпосылкой для модернизации транспортного сектора.
Важно не только восстанавливать, но и перестраивать его с учетом таких факторов как диверсификация и децентрализация энергопроизводства и климатические цели.
Здесь бизнес может и должен стать партнером государства. Транспортные операторы, производители, инвесторы – все они способны принять участие в создании новых энергетических решений: от локальных солнечных станций на автобусных терминалах до зарядных станций для новых электробусов. Такое сотрудничество – это не столько о выживании, сколько об общем будущем.