ua en ru

От штрафов до тюремного заключения: как наказывают за фейковые новости о войне в Украине

От штрафов до тюремного заключения: как наказывают за фейковые новости о войне в Украине Фото: Фейковые новости о войне (Getty Images)

В условиях военного положения в Украине фейковые новости стали ключевым инструментом информационной войны, который активно используется врагом для дестабилизации ситуации в стране. Распространение ложной информации может вызвать панику, подрывать моральный дух населения и снижать доверие к государственным институтам.

Какая ответственность предусмотрена в Украине за распространение ложной информации, в комментарии РБК-Украина расцсказал адвокат, руководитель Адвокатского объединения "Дикси Лекс" Вадим Заворитный.

По его словам, в Украине ответственность за распространение фейковых новостей предусмотрена как административным, так и уголовным законодательством.

Административная ответственность

Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) в статье 173-1 предусматривает наказание за действия, которые могут вызвать панику или нарушить общественный порядок. За это предусмотрен штраф в размере от 10 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан (на сегодня 1 необлагаемый минимум доходов граждан составляет 17 гривен) или исправительные работы на срок до одного месяца с отчислением 20% заработка.

Уголовная ответственность

В зависимости от содержания и обстоятельств, распространение ложной информации может квалифицироваться по следующим статьям Уголовного кодекса Украины:

  • статья 110 (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины) – ответственность за действия, способствующие нарушению территориальной целостности страны, в том числе через манипуляции или ложную информацию, что подрывает национальную безопасность;
  • статья 111 (государственная измена) – наказание за помощь иностранным государствам или их представителям в проведении враждебной деятельности, что может включать распространение фейковых новостей, направленных на дестабилизацию государства;
  • статья 111-1 (коллаборационная деятельность) – наказание за распространение призывов или высказывание возражения к неопределенному кругу лиц, в частности в сети Интернет или с помощью средств массовой информации;
  • статья 114-1 (препятствование законной деятельности Вооруженных Сил Украины (ВСУ) и других военных формирований) – наказание за совершение умышленных действий, направленных на препятствование законной деятельности ВСУ или других военных формирований, распространение ложной информации, дезориентирующей военных или граждан;
  • статья 259 (заведомо ложное сообщение) – предусматривает уголовную ответственность за распространение ложных сведений об угрозе, как правило, это касается случаев, когда кто-то сознательно распространяет фейковую информацию о закладке взрывчатки, угрозу пожара, теракта и т.д., что может привести к панике, разрушению инфраструктуры или другие негативные последствия;
  • статья 436 (распространение пропаганды войны) – применяется к лицам, которые публично призывают к агрессивной войне или к развязыванию военного конфликта, а также изготовление материалов с призывами к совершению таких действий с целью их распространения или распространения таких материалов;
  • статья 436-2 (оправдание, признание правомерным отрицание вооруженной агрессии РФ против Украины) – ответственность сформулирована действиями, которые заключаются в изготовлении, распространении материалов, в которых содержатся оправдание, отрицание, признание правомерной вооруженной агрессии РФ против Украины, или временной оккупации части территории Украины.

"Такие нарушения могут иметь серьезные последствия, различные сроки заключения. Они зависят от характера и тяжести правонарушений", - отметил Заворитный.

Как бороться с фейками

В условиях войны информационная безопасность является важной составляющей национальной безопасности. Адвокат отмечает, что распространение фейковых новостей, манипулятивной информации и пропаганды является одним из инструментов гибридной войны, направленной на дестабилизацию ситуации внутри страны, подрыв морального духа населения и ослабление доверия к государственным институтам.

В частности, много таких новостей распространяют через социальные сети. Пользователи часто могут читать и распространять их без надлежащей проверки и критического анализа.

Адвокат отмечает, что каждый гражданин может внести свой вклад в защиту информационного пространства. Для этого следует придерживаться следующих правил:

  • проверять источники информации, отдавая предпочтение официальным и авторитетным ресурсам;
  • анализировать стиль подачи новости – чрезмерная эмоциональность часто указывает на манипуляцию;
  • пользоваться платформами для проверки фактов, такими как StopFake;
  • воздерживаться от распространения сомнительных новостей;
  • критически относиться к информации, даже если она совпадает с вашими убеждениями.

Опровержение недостоверной информации и возмещение ущерба

Защита чести, достоинства и деловой репутации в Украине тесно связана с правом на опровержение недостоверной информации и возможностью требовать возмещения материального и морального вреда. Этот вопрос урегулирован Гражданским кодексом Украины (ГКУ) и Законом Украины "Об информации".

Статья 277 ГКУ предусматривает, что физическое лицо, чьи неимущественные права были нарушены из-за распространения недостоверной информации о нем или его семье, имеет право требовать:

  • опровержение информации лицом, которое ее распространило;
  • ответы в средствах массовой информации, если нарушение касалось печатных или других СМИ.

Если распространитель информации неизвестен, пострадавшее лицо может обратиться в суд с требованием установить факт недостоверности и добиться ее опровержения.

Согласно статье 280 ГКУ физические лица имеют право требовать возмещения материального и морального вреда. Однако, обязанность доказать факт нанесения вреда и определить его размер возлагается на истца.

Суд, рассматривая такие дела, учитывает:

  • характер нарушения,
  • уровень физических или душевных страданий,
  • ухудшение возможностей пострадавшего лица,
  • степень вины нарушителя (если она имеет значение).

Согласно статье 31 Закона Украины "Об информации", органы государственной власти и должностные лица имеют право требовать только опровержения недостоверной информации. Они не могут претендовать на возмещение морального вреда, даже если недостоверная информация нанесла им репутационный ущерб.