ua en ru

Великий понедельник

Самую строгую перед Пасхой неделю верующие проводят в сосредоточении и молитве. Священнослужители в храмах на Страстной одеты в черные одежды. Из-за важности вспоминаемых Церковью событий все дни недели называются Великими.

В первые три дня – в Великий понедельник, вторник и среду – в храмах совершается Литургия Преждеосвященных даров с чтением Евангелия. Евангелие также читается на утренях.

В Великий понедельник Церковь призывает верующих встретить "начатки страстей Господних". Вспоминаемый на службе патриарх Иосиф считается прообразом страдающего Христа: это история, которая как бы помогает подготовиться к осознанию будущих невинных страданий Иисуса.

Согласно Писанию, Иосиф вызвал зависть своих родных братьев (он был наделен даром вещих снов, в которых видел себя как бы возвышающимся над своей семьей). Позавидовавшие братья сообщили отцу, что Иосифа растерзали звери, показали якобы испачканную в крови одежду, а на самом деле – продали его в рабство в Египет за двадцать сребреников.

В Египте Иосиф был приобретен царедворцем Потифаром, его жена искушала Иосифа, но он не поддался искушению и сохранил целомудрие. Впоследствии Иосиф возвысился при дворе египетского фараона, по сути, поднялся "по карьерной лестнице", и благодаря своей мудрости помог предотвратить голод в стране, стал вторым лицом в государстве; в итоге его же собственные братья однажды пришли к нему за помощью. Оставшись неузнанным, Иосиф помог братьям, был щедр, не упрекнул их за предательство.

Параллели очевидны: как и Иосиф, сам Христос становится объектом зависти для иудеев, как и Иосиф, Иисус был предан и «продан», только за тридцать сребреников.

Из Евангельских событий в Великий понедельник Церковь также вспоминает притчу о проклятии и "иссушении" бесплодной смоковницы. Так, согласно Евангелию, после входа в Иерусалим Христос хотел утолить голод плодами смоковницы, которая росла около дороги. Однако плодов на смоковнице не было, и Христос произнес слова проклятия: "да не будет же впредь от тебя плода вовек" (Мф. 21:19). Вскоре Смоковница была иссушена - т.е. засохла.
Толкуется эта притча следующим образом: смоковница изображает иудейский народ, среди которого Христос не нашел истинного плода, т.е. веры, а нашел лицемерие. Кроме того, смоковница олицетворяет также всякую душу, которая не приносит плода покаяния. Проклятие Христа за неплодие смоковницы - это символ правосудия Божия, которое следует за Его терпением и постигает нераскаянных.