Украинцы между депрессией и надеждой. Интервью Антиповича – о мире, выборах и референдуме
Социолог Алексей Антипович (все фото: Игорь Кузнецов, РБК-Украина)
О депрессии и надежде, с которой украинцы входят в новый 2026 год, их отношении к мирным переговорам, уступкам России, выборам и референдуму, а также самых рейтинговых украинских политиках – читайте в интервью РБК-Украина с руководителем Социологической группы "Рейтинг" Алексеем Антиповичем.
Каким бы сложным и богатым на события не был прошлый, 2025 год, нынешний обещает стать отнюдь не менее напряженным. Продолжающиеся российские обстрелы, мирные переговоры, перспективы проведения выборов и референдума, внутренняя политическая борьба – украинскому обществу точно стоит настраиваться на бурный 2026-й.
РБК-Украина пообщалось с ведущим украинским социологом, руководителем социологической группы "Рейтинг" Алексеем Антиповичем о настроениях и надеждах украинцев накануне нового года. Полную версию читайте по ссылке, далее – сокращенное изложение главных мыслей Антиповича.
Депрессия и надежда
Два главных ощущения, с которыми украинцы входят в 2026-й, по словам социолога – это депрессия и надежда. Депрессия – из-за того, что война и вызванные ею горе и проблемы продолжаются, надежда – потому что все же есть надежда, что войну удастся завершить заключением мирного соглашения.
"Наше общество в целом, каждый выполняет какую-то свою работу, каждый ходит по этой земле, находится под обстрелами, не имеет света, имеет какие-то свои проблемы, но надежда и надежда никуда не исчезли", – говорит Антипович.
По данным опросов, примерно половина украинцев считают, что дела в стране идут в неправильном направлении, столько же – считают наоборот.
Уступки россиянам, референдум и мирное соглашение
Почти две трети украинцев, говорит Антипович, поддерживают завершение войны мирным путем. "Когда-то больше, когда-то меньше, оно колеблется, но запрос на переговоры в два раза больше, как-никак. А когда спрашиваешь украинца: а какой реальный путь завершения войны – а не желаемый – то там под 80 процентов говорят, что реальный путь – это только переговоры", – рассказывает социолог.
Готовность украинцев к уступкам ради заключения мирного соглашения, объясняет он, зависит от того, что именно войдет в пакет мирных договоренностей.
"Когда заходит дело уже в какую-то конкретику, а это тема НАТО, тема русского языка, русской церкви, территории, выход из Донбасса и так далее – то оно все немножко по-разному воспринимается. И самое болезненное, конечно, это территории Украины. Никто не хочет и не будет признавать оккупированные территории российскими. Тем более выходить из тех мест, которые заняты украинскими военными", – говорит Антипович.
Если вопрос территорий будет вынесен на референдум, в любом случае значительная часть избирателей останется недовольной его результатами. А это – путь к внутренним распрям, несмотря на то, что сама идея референдума по таким важным вопросам, по мнению социолога, является правильной.
"Любое политическое решение, будь это референдум, или это подписание мирного соглашения, или это выборы, что угодно, что будет связано с разделением на сторонника и противника, и это еще будет легитимизировано, или результатами выборов, или результатами референдума, получит уже конкретный статус – разделения общества на тех, кто за, тех, кто против, на тех, кто за одного политика, тех, кто за другого политика. А это все, конечно, приведет к бурлению внутри общества", – говорит он.
А вот из-за продолжения обстрелов украинской энергетики украинцы, по утверждению Антиповича, не станут более благосклонными к уступкам агрессорам.
"Энергетика – это только один из аспектов и он точно не склоняет нас к переговорам с Россией или к изменению отношения к России", – говорит социолог.
Возвращение украинцев домой
По словам Антиповича, сейчас только треть украинских беженцев за рубежом размышляют о возвращении в Украину после завершения войны. "Даже из этой условной трети готовых вернуться, может, 10% говорят, что они таки вернутся, но только после войны. А остальные все же подумают, или не настолько уверены", – говорит социолог.
Кроме того, по словам Антиповича, примерно треть тех, кто остался в Украине, говорит о своем негативном отношении к беженцам за рубежом.
Выборы, рейтинги и "Миндичгейт"
В целом украинцы и в дальнейшем выступают против проведения выборов во время войны, но количество таких медленно уменьшается.
"С начала появления этого вопроса в наших исследованиях против президентских выборов выступало 70 или более процентов, против парламентских и местных – 60% и не менее 55% в последнем замере были против местных выборов и 60% – против парламентских. На сегодня мы имеем такую же неподдержку темы выборов во время войны, во время нынешних обстоятельств, но она несколько ниже. Это уже там не 60, а 55 процентов, не 70, а 65 процентов и т.д.", – рассказывает Антипович.
По его словам, в политикуме сейчас есть три человека, которые пользуются наивысшим доверием украинцев: посол в Лондоне Валерий Залужный, президент Владимир Зеленский и руководитель ГУР Кирилл Буданов.
"Буданов – это какая-то загадка интересная, но тем не менее ГУР что-то делает, есть спецоперации, украинец хочет такого, действенного силовика. Зеленский – это действующий президент в воюющей стране, который способен принести нам мир, соглашение как минимум. Залужный – это некий образ "отца нации", который защитил нас, или еще защитит", – объясняет социолог.
По словам Антиповича, "Миндичгейт" ожидаемо ударил по поддержке Зеленского, снизив ее где-то на 10%. Однако после отставки Андрея Ермака с должности главы ОП, а также активизации переговорных процессов, рейтинговый эффект скандала был нивелирован. "Поэтому на сегодня мы точно имеем положительно воспринятого Зеленского: Ермака отставил, миром занимается, "какие к нему претензии"?" – резюмирует Антипович.