ua en ru

Украине нужно полное разблокирование портов, а не новое зерновое соглашение, - PISM

Украине нужно полное разблокирование портов, а не новое зерновое соглашение, - PISM Фото: Украине нужна полная разблокировка портов, а не новое зерновое соглашение (Виталий Носач, РБК-Украина)
Автор: Юлия Бойко

Международному обществу следует прорывать российскую блокаду украинских морских портов, а не пытаться договариваться с Россией.

Об этом сообщает РБК-Украина со ссылкой на экспертов польского Института международных отношений (PISM) Даниэля Шлеговского и Марцина.

Польские исследователи говорят, что возвращение к зерновому соглашению не изменило бы ситуацию в Черном море принципиально. Они напоминают, что Россия еще за несколько дней до нападения на Украину в феврале 2022 г. "под предлогом военных учений существенно ограничила судоходство в северо-западной части Черного моря, введя фактическую морскую блокаду Украины".

Вскоре после начала вторжения Россия полностью закрыла эту часть Черного моря, заявив, что любые суда в этом районе, включая коммерческие, будут считаться террористической угрозой.

Таким образом, Россия сделала невозможным доставку оружия морем, увеличила стоимость и сложность его доставки и подорвала экономические возможности самой Украины, которая до войны вывозила морем 2/3 своего экспорта, на общую сумму более 45 миллиардов долларов.

"Соглашение о зерне, за исключением экспорта сельскохозяйственной продукции, фактически позволило России создать морское эмбарго в отношении Украины под эгидой ООН, что позволило России в одностороннем порядке заблокировать международный морской путь", - говорят исследователи.

Они убеждены, что возобновление зернового соглашения снова даст России возможность контролировать коммерческое судоходство, направляющееся в/из украинских портов, и таким образом еще больше саботировать украинский экспорт.

В то же время, говорят они, "общей целью должен быть окончательный прорыв российской блокады и эффективная защита морской торговли через Черное море в украинские порты".

В своей статье Шлеговский и Пиотровский говорят, что системным решением могло бы стать формирование международной коалиции для конвоя торговых судов, обеспечивающей сопровождение кораблей, направляющихся в украинские порты.

Такую коалицию могли бы, по их мнению, создать страны, заинтересованные в восстановлении морской торговли с Украиной, и те украинские партнеры, у которых есть соответствующие возможности.

Эксперты убеждены: Украине нужно предоставить возможность защищать свои порты от воздушных нападений России. В то же время они предлагают увеличить дипломатическое давление на Россию, чтобы она не рискнула нападать на торговые суда, а в случае, если это произойдет, заблокировать всю морскую торговлю с Россией в Европе.

Кроме этого, польские эксперты говорят, что решающее значение будут иметь средства противодействия морским минам, подводным лодкам и беспилотникам разных классов.

Также Украина потребует вертолеты сил специальных операций и береговой охраны. Для защиты портов и кораблей Украине потребуются системы береговой обороны с большой дальностью действия и многоцелевые реактивные истребители, которые будут включать пакеты вооружения против надводных и подводных кораблей.