Украина создает новую архитектуру ветеранских сервисов: опыт, который перенимает мир
Помощь ветеранам в Украине во время войны (фото: Getty Images)
Украина стала флагманом ветеранской политики, и сегодня мы фактически единственная страна в мире, которая реинтегрирует ветеранов прямо во время войны. От G.I. Bill до украинской модели: как мы строим поддержку ветеранов во время полномасштабного вторжения – в колонке министра Министерства ветеранов Украины Натальи Калмыковой для РБК-Украина.
80 лет понадобилось США, чтобы построить тот спектр сервисов, который доступен для их ветеранов сегодня. Украина вышла на такие же мощные показатели всего за три года, и в условиях полномасштабной войны.
В Штатах все началось с G.I. Bill, подписанного в 1944 году, который давал стартовые программы для ветеранов по строительству, образованию, кредитованию. С каждым годом программы расширялись, добавлялись новые услуги, пересматривались старые законы. И сегодня они имеют одну из самых мощных ветеранских политик в мире.
Наша страна – единственная, которая реинтегрирует ветеранов во время войны, хотя мы могли "подумать об этом завтра". На первый взгляд, может показаться, что в этом нет ничего сложного: несколько постановлений, подзаконок, перераспределение бюджета – вуаля, у нас готовы сервисы и возможности для ветеранов и их семей.
Но в 2022 году перед нами возникли вызовы, которые заставили двигаться быстрее, потому что ветераны с ранениями возвращаются уже; осторожнее, потому что бюджеты не бездонны и каждая новая программа должна быть целесообразной; и креативнее, ведь некоторые потребности ветеранского комьюнити не всегда возможно закрыть материальными благами.
Контекст и вызовы
Украина стала флагманом ветеранской политики. У нас уже перенимают опыт коллеги из других стран. В момент, когда Европа готовится к возможному противостоянию России, они также готовят и своих людей. В частности, ведутся расчеты того, как потом приводить свое общество в порядок, какие программы реабилитации нужны будут, что стоит ввести уже сейчас – пытаются перенять лучшие практики у нас.
Если визуализировать только те программы ветеранской политики Правительства, которые направлены на обеспечение занятости ветеранов и их семей, таймлайн будет выглядеть так:
Многие сервисы вообще являются уникальными. Например, специалисты сопровождения ветеранов, введение электронного удостоверения ветерана.
Представьте, мы – единственная страна, где цифровое удостоверение ветерана позволяет получать государственные услуги. Ведь в США существует Veteran ID Card (VIC), которая хоть и электронная, но она более формальная, дает скидки и не может быть подтверждающим документом при получении госуслуг. У нас есть уникальные услуги, которые чтобы реализовать другим странам – необходимо пройти целую эволюцию госсектора.
Но самое главное, что обновленная архитектура украинских сервисов не является линейной, нет "уравниловки". Работаем с уникальностью каждого бенефициара. Ведь путь ветерана у каждого свой: кто-то приходит в армию с профессией, которая будет востребована и после службы. Кто-то приходит слишком юным, и ей или ему нужно помочь получить гражданскую специальность. Кто-то не хочет потерять предыдущее место работы, а кто-то вообще не хочет работать.
Да, есть и такие кейсы и это нормально. Люди после безумного стресса могут не желать работать. Тогда на помощь приходят консультанты по трудоустройству и психологи, которые помогают найти мотивацию и точки опоры для самореализации.
Также важным является факт того, что военные стратеги и аналитики отмечают, что характер войны с 2014 года по сей день существенно изменился. Если в 2014 году много ранений было из-за пуль, то сейчас на первое место выходят акубаротравмы и повреждения осколками от взрывов FPV-дронов, множественные травмы. А значит и путь лечения и реабилитации изменился.
Современные подходы учитывают, что даже характер травм влияет на дальнейший путь ветерана: от "какой должна быть реабилитация", до "а как ему или ей работать дальше". На каждом из этапов защитника или защитницу подхватывают соответствующие помощники: специалисты сопровождения направляют по необходимости ветерана к психологам, врачам и реабилитологам, поставщикам социальных услуг, карьерным консультантам, юристам и кейсменеджерам и тому подобное.
Социальная инфлюенция – путь распространения ветеранской политики
Исследования Минветеранов и партнеров показывают: ветераны, которые не имеют тесного круга собратьев, или проактивных родственников часто не знают о доступных для них сервисах и возможностях. Поэтому мы изменили суть подхода: работаем с явлением "социального заражения" – когда сами ветераны становятся амбассадорами услуг.
Коммуникация через официальные каналы важна, но недостаточна. Эффективнее всего - когда конкретный ветеран или ветеранка попробует услугу и поделится опытом со своим кругом. Ветераны передают информацию через доверенные связи. Положительный опыт становится катализатором для других.
Помню, с каким скепсисом относились ветераны к первой программе финансирования, объявленной УВФ. Тогда мы с программной командой чуть ли не за руку тянули каждого ветерана-предпринимателя, чтобы подавали заявки. Однако каждый последующий конкурс наращивал доверие (и хейтеров тоже, куда же без этого).
Так по состоянию на сегодня, более 2 миллиардов гривен финансирования получил ветеранский бизнес по государственным программам (Украинского ветеранского фонда Минветеранов и "Собственного дела" Минэкономики), с 2022 года. За это время поддержано почти 4000 бизнес-проектов.
Министерство работает с явлением, когда сами ветераны становятся амбассадорами услуг (фото: Getty Images)
При этом 48,8% предприятий – это производства и проекты, которые создают товары с добавленной стоимостью. Абсолютным чемпионом по финансированию стала Львовщина. Ветераны смогли привлечь в свой регион 223 миллиона инвестиций на развитие своих проектов.
В рамках программы Государственного центра занятости более 13 тысяч ветеранов воспользовались программы переквалификации. И это лишь часть программ реинтеграции в цифрах, которая касается сферы самореализации ветеранов. Но чтобы выйти на такие показатели - были приложены колоссальные усилия и на уровне Правительства, и на уровне областных администраций и громад, а также международных партнеров, общественных организаций и бизнеса.
Полезно прислушиваться к коллегам и партнерам. Несмотря на многолетний опыт в сфере ветеранских сервисов, я не могла поверить, что о некоторых программах ветераны не знают вообще. Это обычно происходит из-за различия информационных пузырей, скепсис к государственным программам.
Во исполнение поручения Президента Украины и по инициативе премьер-министра Украины в октябре Минветеранов запустили единую цифровую платформу "Ветеран Pro", где размещены все программы и сервисы, созданные Правительством. Новый инструмент сразу заинтересовал пользователей – сайт получил уже более 25 тысяч переходов.
Мы понимаем, что просто призыв "мы создали что-то для ветеранов – пользуйтесь" – не работает. Поэтому работаем и поощряем бизнес, международных доноров, общественные организации и общество в целом включаться в развитие ветеранской политики, быть провайдерами сервисов и даже просто оказывать поддержку тем, кто эти возможности создает.
Мы объединяемся вокруг вызовов, делаем вместе продукт, который гордо демонстрируем миру и акцентируем, что: "Украина – может, даже во время войны!".